Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
Twitter Facebook rss-лента

Чем фотографируют в Европе? Наблюдения и размышления

03.10.2012

Об авторе.
Павел Соболев – участник нашего форума под ником Павел. 
Ему 43 года, фотографией увлекается последние восемь лет. Основные интересы и направления съёмки – городской и природный пейзажи. С удовольствием предоставляем ему слово!


В августе я совершил довольно длительное – более трёх недель – путешествие по Европе. Был в западной Чехии, южной Германии и немного в Альпийской Австрии.

Естественно, как человек, покупающий, изучающий, комментирующий фотоаппаратуру, я не мог не обращать внимание на тенденции в используемой фототехнике. Смотрел, чем снимают другие, смотрел, как и с каких точек снимают другие, а кроме того, я люблю «подсматривать» за реакцией фотографирующего, за теми эмоциями, которые играют на его лице... ну и, конечно, стараюсь, если есть возможность, их запечатлеть.

Фотографии обычно получаются не очень хорошие, потому что это происходит всегда «навскидку», на лету, в толчее. Кроме того, фотографирующие (фотографами их всех я не стал бы называть) не сильно любят, когда фотографируют их самих. 

Думаю, что многим могут быть интересны мои наблюдения.

Многие россияне (тут я имею в виду и жителей всего постсоветского пространства, потому, как тенденции и предпочтения явно одни и те же) снимают на всевозможные мыльницы, причём обычно на довольно недорогие модели.

То же касается ультразумов (это довольно странно, потому что места экскурсий были довольно не дешёвые и, судя по разговорам, эти люди не мало попутешествовали вообще, причем тратят на это достаточно много денег). 

Было огромное количество снимающих на мобильные телефоны:

Думаю, что люди, которое это делают, немного не понимают, что тут и как. По тому, как я рассматривал эту тему (не для себя, вообще интересовался), телефон телефону рознь. Есть телефоны, которые обладают «терпимой» матрицей, «приемлемыми» линзами, а также достаточно мощными вычислительными возможностями и, конечно же, очень хорошо адаптированным для таких фототелефонов программным обеспечением. Явно, что люди, снимающие на мобильные телефоны, знают об этих камерах максимум их резолюцию. Жаль, потому что, в принципе, много фотографий, сделанных мобильными телефонами, очень приличного качества, скажем, для вэб использования и даже чего-то побольше, особенно при хорошем свете.

Естественно, были и люди, снимающие на «беззеркалки» - в основном производства Sony и Panasonic. Из снимающих на зеркальные камеры подавляющее большинство использовало недорогие зеркалки от Canon, в основном с китовыми объективами (18-55 мм), дальше идут в таком порядке - Sony, Nikon… тоже в основном с китовыми объективами, хотя кое у кого видел и 18-105 мм, и 18-200 мм. Странно, но русскоговорящих с Pentax, из тех, с кем я как-то общался – не было никого.

Европейцы – немцы, итальянцы, французы, поляки, чехи – снимают на: мыльницы, довольно современные, вполне приличные и достаточно дорогие ~70%; зеркальные камеры, преимущество Nikon, поменьше Сanon, ещё меньше Sony (интересно, что Sony предпочитают в основном женщины). Pentax были у единиц. 

Из профессиональных, полнокадровых камер в основном были Canon, потом Nikon. Странно, что телеоптику я видел крайне редко (буквально была одна пара, видимо, муж с женой, говорили по-итальянски, у него на камере стоял штатник, кажется 24-70 мм, точно не разглядел, а у неё точно 70-200 мм; так как это был Canon, то в этих линзах я точно не ошибусь, хотя были ли они на 2.8, или на 4, разобрать не смог) и ещё несколько человек. 

Были и такие, которые перемещались с довольно объёмными кофрами и, вероятно, хорошим набором оптики, да и объектив стоял по всей видимости (судя по бленде) телевик, хотя, конечно, городской и природный пейзаж – не сюжеты для телевиков, несмотря на то, что всегда можно было прекрасно снимать и репортаж, и удалённые объекты. 

Встречались и люди, на которых висело по паре зеркалок.

Больше всего меня удивили… японцы?.. Скорее всего, это всё же были японцы, возможно и корейцы. Их, естественно, очень много – либо компании молодёжи, либо респектабельные семейства, иногда группки из двух-трёх девушек. На что снимали японцы… В прошлые годы, сколько я ездил по Европе и Америке, японцы в основном были оснащены зеркальными камерами, причём зачастую очень высокого уровня и профессиональной оптикой. Сейчас же, что меня поразило, около 10% снимали на мобильные телефоны. Около 40% снимали на современные мыльницы, преимущественно Canon и Sony, но не только. 

Около 30% снимали на беззеркалки, в основном это были всевозможные модели Sony, а также Panasonic, Olympus.

Остальные снимали на зеркалки. Подавляющее большинство на Canon, где-то меньше трети на Nikon и совсем немного на Sony… 

Среди японцев количество полнокадровых камер было значительно больше, чем среди остальных. В основном это были Canon 5D Mark 2, но я встретил даже девушку, которая снимала на Nikon D3 с объективом 24-70 мм, причём выглядело это довольно странно, потому что девушка была крошечная, со спины она выглядела вообще подростком лет двенадцати (хотя вряд ли ей было больше двадцати), а в руках она держала такого огромного монстра с достаточно немелким объективом… Создавалось впечатление, что камера с объективом весит больше неё. Видел и пару щупленьких японских пареньков, которые снимали на Марк 2, с объективами 24-105 мм, причём снимали чуть ли не одной рукой.

У многих обладателей приличной фотоаппаратуры были камеры с надетой внешней вспышкой, при том что они снимали в основном на улице и дни были довольно солнечные.

Что меня еще удивило-поразило… Почти не встречал на камерах оптики третьих производителей (Tamron, Tokina, Sigma). Были, но почти, что нет (может, конечно, я не замечал). Было крайне мало камер Pentax, а я посетил около двадцати разных городов и мест. Что меня совсем убило, хоть это были конечно единицы, но это бросалось в глаза - снимающих на i-Pad. В первый раз меня это поразило на концерте… Я был на джазовом концерте (без камеры), и вдруг почувствовал, как меня что-то сильно отвлекает от сцены… Кто-то в зале писал видео Айпэдом… Это было так странно – в тёмном зале так ярко увидеть экранчик, на котором чётко видно то, что творилось на сцене. Потом я это встречал и во многих других местах. Не могу сказать, что снимали – фото или видео, но, видимо, на наших глазах рождается новый вид (способ) фотографирования, потому что съёмка на мобильные телефоны уже прочно внедрилась в повседневную жизнь… 

Смотря на всё это я не раз задумывался о будущем фотоаппаратуры… Я много читал о том, что думают фотографы, производители, обсуждал это со своими знакомыми фотографами. 

Позволю и себе высказать личное мнение-прогноз на ближайшие годы развития фототехники.

1. Реально, сегодня огромное число людей для фотографии используют мобильные телефоны. Конечно, большинство камер мобильных телефонов дают мыльные фотографии с низким разрешением, которые и для интернета не используешь. Но есть, и уже немало, мобильных телефонов, камеры которых позволяют снимать очень приличные кадры, особенно для интернет-контента и т.д. Главное, что этот вид фототехники всё время нарастает… 

В чём причины? Во-первых, технология изготовления матриц и компьютерных технологии развиваются семимильными шагами. Уже давно маленький размер матрицы перестал быть преградой к получению вполне приличных и малошумных фотографий, для бытового использования, конечно. Но ведь подавляющее большинство фотографирующих и фотографируют именно для очень бытового использования. 

Во-вторых, мобильные телефоны, и даже вполне приличные, есть практически у каждого, и главное, всегда под рукой. Если они делают терпимые снимки, то зачем покупать дополнительно мыльницу? 

В-третьих, по всему миру народ стал очень социально активен, особенно молодёжь. Главные каналы общения сегодня – мобильный телефон, SMS, интернет… Очень удобно сфотографировать что-то, кого-то или себя, и в ту же минуту, прямо на улице, выложить эту фотографию в «Одноклассниках», «Твиттере», «Фейсбуке» и так далее, или послать при помощи SMS друзьям. В этом колоссальная социальная возможность этих фотоаппаратов-телефонов. 

В-четвёртых, производители мобильных аппаратов находятся в страшной конкуренции. Они ищут всевозможные лазейки выдвинуться вперёд. В мобильных телефонах можно вставить три карточки, чтобы иметь возможность пользоваться разными операторами, есть GPS, есть интернет и различные интернет сервисы, их можно использовать, как медиа устройства, и многое другое. Идёт резкое наращивание качества и количества игрушек для мобильных телефонов, но из-за того, что разные брэнды используют одни и те же операционные системы, по этому принципу они конкурировать, практически, могут. Остаётся… Видеокамеры высокой чёткости и фотоаппараты высокого (для мобильных) качества. 

2. Простые мыльницы потихоньку начинают выходить с рынка. Действительно, полно камер, стоящих в районе 100 долларов... Но снимают они чуть лучше мобильных телефонов (а некоторые и хуже), но зачем же их покупать, когда мобильные телефоны уже и так есть, кроме того в них имеется такое преимущество, как лёгкий доступ к интернету и SMS. 

3. Где мыльницы не сдают свои позиции, а, наоборот наращивают мощность… Это ультразумы (мобильные телефоны практически не имеют оптического зума, а цифровой всё-таки серьёзно портит качество фотографий). Также это топовые мыльницы – с относительно большим сенсором, со светосильными объективами и многими различными ручными настройками, зачастую, не уступающими некоторым камерам более серьёзного уровня. Эта ниша пока за ними. 

4. Сумасшедший рост популярности беззеркальных камер. Сегодня уже практически все производители имеют в своём ассортименте беззеркальные камеры. Их преимущество в том, что они значительно меньше и легче зеркальных камер, а напичканы при этом зачастую и более серьёзными технологиями, имеют большие матрицы, которые по качеству конечного результата не хуже зеркальных камер, да еще и имеют довольно широкие возможности для ручных настроек. Безусловно, они отнимут очень большой кусок рынка у зеркальных камер, особенно начального уровня. Будут они конкурировать и с топ мыльницами, и тут борьба предстоит серьёзная. Потому как уже появляются мыльницы не просто с большими матрицами (Canon PowerShot G1 X, Sony Cyber-shot DSC-RX100), почти достигающими размеров матриц беззеркальных камер, но и с матрицами размером в плёночный кадр (Sony Cyber-shot DSC-RX1). 

Но вернёмся к беззеркальным камерам. Есть у них и многие минусы. Это иногда и скорость работы (медленнее, чем у серьёзных зеркалок), невозможность быстрого доступа ко многим настройкам, отсутствие оптического видоискателя (часто дополнительный электронный видоискатель – это дополнительное устройство, причем не из дешёвых), не имеют встроенных вспышек (а вспышка как дополнительный аксессуар – это тоже удар по бюджету покупателя).

Да и миниатюризация беззеркальных камер не проходит даром. Половину их этих камер очень неудобно просто держать в руках (хотя любители, которые не снимают постоянно и много, на это внимания не обратят), аккумуляторы беззеркальных камер слабоваты (хотя это иногда сопоставимо с зеркальными камерами начального уровня), и хотя сами-то камеры очень хорошенькие и компактные, но объективы к ним… 

Вообще количество объективов к беззеркальным камерам намного меньше, чем к зеркальным (хотя фирмы сейчас делают основной упор на выпуск таких объективов, и в ближайшее время эта ниша будет наполнена), но пока ещё хороший зум-объектив, особенно к камере с большой матрицей – это довольно громоздкая и тяжёлая деталь. Во-первых, сразу теряется вся компактность камеры; во-вторых, маленькую и лёгкую камеру очень сложно сбалансировать с тяжёлым объективом. Качественных объективов почти нет, а фиксы убивают то самое пресловутое удобство использование беззеркальных систем, уже не говоря, что системы очистки матрицы как таковой практически нет. Ну и самое главное – эти беззеркальные системы очень недёшевы. Те, которые кажутся дешёвыми, дают соответствующее качество фотографии и не всегда могут выиграть у топовых мыльниц, которые (по-моему) значительно удобнее. Действительно достойные образцы беззеркалок конкурируют по цене с неплохими зеркальными камерами среднего уровня. 

5. Где же в этом списке зеркальные камеры? При всём том, что беззеркальные камеры «наступают на пятки», тем не менее они ещё прекрасно живые. Явно существует огромный спрос на недорогие зеркальные камеры с китовыми комплектами - многие думают, что купив «профессиональную камеру», а зеркальная камера в понимании многих обывателей автоматически переходит в разряд профессиональных, даст им профессиональные результаты. Другие просто считают, что это «круто» (тут я не комментирую, потому что добавить нечего). Многие хотят научиться фотографировать, но бюджет их крайне ограничен… 

Зеркальные камеры среднего уровня также имеют спрос. У них современнейшие матрицы и процессоры, позволяющие снимать на довольно высоких значениях ISO и обладающие широким динамическим диапазоном, у них хорошая эргономика и почти профессиональные корпуса, позволяющие использовать огромное количество оптики, начиная от «допотопной» и заканчивая современной. Это камеры с отличной системой фокусировки, скорострельные, с большими и светлыми видоискателями. Их основные потребители – серьёзные любители, которые снимают помногу, а поэтому им нужна эргономичная и удобная камера, им нужен быстрый доступ к различным настройкам (потому что они понимают, как этим пользоваться и для чего). Кроме того, с хорошими объективами их можно прекрасно использовать и для многих видов профессиональной съёмки. 

А тут ещё на рынке появились вполне приличные «любительские» полнокадровые камеры, которые конечно, в чём-то уступают профессиональным, но это не во всех случаях проявляется, а цена значительно ниже. Лично моё мнение, что ими можно будет выполнять большинство профессиональной работы (хоть и не всю). Профессионалы, конечно, будут снимать на профессиональные полнокадровые камеры. Я, например, никак не вижу фотографа, снимающего выступление в ООН беззеркалкой… 

Опять таки, останутся и топовые зеркальные камеры. Даже не потому, что они нужны на 100%. Это отработка технологий, это реклама для производителей и многое прочее (кроме того, что это бесподобный инструмент). Те матрицы, процессоры и прочее, что разрабатывается для топовых камер, потом «отбивает» свои затраты даже при использовании в мыльницах… McLaren, например, поставляет свои болиды для Формулы 1, и это им приносит миллионные расходы. Но они там отрабатывают технологии моторов и различных узлов, делают себе баснословную рекламу, возможно многие и вообще не знали бы о подобной машине, так как McLaren особо по дороге у нас не ездит. Так что, несмотря ни на что, рынок зеркальных камер хоронить рано. Рынок живёт и развивается, и это, кстати, очень радует, потому что такая конкуренция приводит к улучшению качества камер и сдерживанию цен на них… 

Вот такое мое видение на развитие фотооборудования в ближайшее время. 

P.S. Все иллюстрации сделаны практически без обработки, кроме кадрирования и ресайза в фотошопе. Кое-где было осветление в тенях, потому что там скрывались важные детали. Всё выполнено из внутрикамерного JPEG.

Автор: Павел Соболев

Вернуться к списку статей
Оставить комментарий

Популярные обзоры

Обзоры

30.10.2020  Пять камер для видеоблогеров в 2020
24.10.2020  Fujifilm X-S10: Первые впечатления
18.10.2020  Nikon Z6 II и Z7 II: какие обновления получили полнокадровые беззеркалки серии Z
09.10.2020  Как создать портрет с красивым боке
30.09.2020  Постоянный свет в студии для фото- и видеосъемки
Все обзоры:
По дате По бренду Награды

Последние темы форума

Перейти на форум
Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
ONFoto © 2010- - Использование материалов только с разрешения администрации сайта OnFoto
Размещение рекламы на сайте