Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
Twitter Facebook rss-лента

Мифы о фильтрах

24.04.2014

На правах рекламы

Давайте поговорим о качестве фильтров, которые мы ставим себе на объективы. Есть ли разница между дорогим и дешевым фильтром, в чем эта разница, чем отличаются оправы, зачем нужен фильтр на недорогой объектив, в чем разница между дорогими фильтрами, какая фирма лучше, что такое просветление... Слишком много вопросов, с которыми сталкиваются даже опытные фотографы и не могут найти ответов. 

Предлагаю рассмотреть эту тему с точки зрения разрушения форумных легенд и сказаний: 

Миф №1 - «Дорогой фильтр производится из специального дорогого сорта стекла, поэтому он ничего не искажает и не влият на четкость картинки» 

Во-первых, все фильтры произведены примерно из одной и той же марки стекла. Вопрос в том, как они изготовлены - нарезаны из пластины, полученной в прокате (как вареники стаканом) или нарезаны из цилиндрической заготовки и отшлифованы до идеальной чистоты поверхности. В первом случае, на прокатном листе возможно появление свилей и других дефектов (неравномерность массы стекла и большие допуски по перепаду толщины будущего фильтра), второй вариант более дорог в производстве, но и результат будет максимально качественным. Но сейчас даже дешевые китайские фильтры делаются достаточно качественно, так что этот вопрос снимается. 

Во-вторых, оптическое качество современного фильтра будет зависеть исключительно от качества его просветления. И самое важное понимать, что нанесение просветляющих слоев на фильтр гораздо дороже, чем себестоимость изготовления самой стекляшки. Сейчас часто говорят о многослойном просветлении, но никто не знает, что это такое. Почему на фильтре может быть 14 или даже 21 слой покрытия и какие они - никто не знает. Тем не менее все просто. Просветляющих покрытий, то есть покрытий, отвечающих за коэффициент светопропускания каждого из семи цветов, входящих в спектральный состав луча белого света, может быть не больше четырнадцти: семь с одной стороны и семь с другой стороны фильтра (возможно, я не совсем научным языком пишу, но думаю, что так будет понятней). Кто не верит, пусть вспомнит сколько цветов в радуге — природное явление, связанное с процессом преломления лучей дневного света в каплях воды. Но на этом количество покрытий, наносимых на поверхность фильтра, не заканчивается. Есть целый набор дополнительных слоев — повышающих прочность фильтра, увеличивающих стойкость наносимых покрытий, придающих водоотталкивающие свойства поверхности фильтра, препятствующих появлению царапин и преждевременному истиранию покрытий. Выглядит это, даже с одной стороны фильтра, примерно так: 




Стоит хотя бы одно из покрытий нанести с браком (пятнышко, частичное отсутствие покрытия), и фильтр уходит в брак. Наносятся эти покрытия в специальной вакуумной установке с использованием разности зарядов поверхности стекол и молекул самого покрытия — так достигается максимальная равномерность будущих слоев. На фоне всей этой химии процесс создания самого стекла для фильтра уже не выглядит столь дорогим. 

Миф №2. «Между двумя фильтрами с одинаковым качеством просветления нет никакой разницы, отличие цены в два раза - это жадность продавцов, накручивающих прибыль в два-три раза» 

Это неправда, хотя я и не стремлюсь блюсти интересы продавцов. Все дело в исполнении оправы фильтров. С одной стороны, мы не железкой снимаем, и для нас важнее стекло, но не стоит забывать, что от правильности изготовления оправы фильтра зависит:
- сможем ли мы открутить фильтр при перепаде температур (зимой, например);
- отвернется ли разбитый защитный фильтр самостоятельно или придетсяидти в сервис, где его будут срывать со сбитой резьбы;
- какой высоты будет оправа, появится ли виньетирование во время съемки на ваш любимый сверхширокоугольный объектив при установке поляризационного фильтра поверх защитного; 
- как часто надо будет сдувать с передней линзы вашего объектива пыль, попадающую под защитный фильтр; 
- закусит ли, закиснет ли поляризационный фильтр, накрученный поверх защитного, или нет;
- насколько сильный удар выдержит стекло защитного фильтра. 

Итак, начнем со способов крепления фильтров в оправу: 

Завальцовка — используется в самых недорогих фильтрах и возможна только тогда, когда материал оправы сделан из легкого сплава (предположительно силумин). Из минусов, как правило, низкие прочностные характеристики фильтра - стекло зажимается с торцов (закатывается) в оправу и создается внутреннее напряжение (для стекла самое опасное давление или удар с торца), иногда достаточно легкого щелчка ногтем, чтобы фильтр треснул и рассыпался, то есть сомнительная защита. Из плюсов - низкая себестоимость, оправа делается из одной детали и фильтр монтируется в одну операцию, следовательно, низкая розничная цена. 

Установка на запорное кольцо — нужно изготовить уже две детали (саму оправу со специальной проточкой и распорное стальное колечко для фиксации стекла). Плюсы: средняя цена, стекло фильтра не зажато и поэтому хорошо держит удар. Минусы: оправа высоковата (для канавки под распорное кольцо нужно дополнительное место), под фильтр из-за «дышащей» конструкции со временем попадет пыль. 

Установка стекла под резьбовое кольцо — достаточно легко обнаружить, с одной из сторон фильтра будет видны две проточки или отверстия в колечке, прижимающем фильтр. Изготавливаются две детали: сама оправа фильтра с нарезанной тончайшей резьбой (материалы оправы обычно алюминиевый сплав или латунь — в мягком силуминовом сплаве такую мелкую резьбу не нарезать) и прижимное кольцо с ответной резьбой. Стекло плотно зажимается, но уже не с торцов, а по плоскости и перестает пропускать пыль, оставаясь по-прежнему прочным. Минусы очевидны: дорого, высокая оправа - так как надо нарезать хотя бы пару витков резьбы для крепления прижимного кольца. 

Термопосадка или прессовка фиксирующего стекло кольца — очень круто, очень тонко и очень дорого. Плюсы: нет резьбы и канавки под распорное кольцо, а значит, минимальная толщина, нет пыли под фильтром (все герметично), нет лишних нагрузок на стекло. Минус - это цена. Надо изготовить две детали из дорогих сплавов, оправу нагреть, а запорное кольцо охладить (высокие энергозатраты) и, уложив стекло в оправу, вставить охлажденное запорное кольцо (оно расширится при нагреве и зафиксирует стекло). Либо изготовить запорное кольцо с очень точным допуском (дорогое оборудование) и запрессовать его в оправу, фиксируя стекло с определенным усилием. 

Теперь применяемые материалы для оправ фильтров

Легкий сплав (силумин) — дешев, но подходит только для завальцовки стекла в оправу, часто закисает в резьбе объектива, совсем не держит удар и при деформации сходит с резьбы объектива (закусывает), снять такой фильтр можно только в мастерской, и то есть шанс повредить оправу объектива. 

Латунь — тяжелый материал, прекрасно подходящий для изготовления любого вида оправ, дорог и прекрасно держит удар (упругий), не закисает в резьбе объектива, не деформируется при перепаде температур. Наверное, самое удачное решение, обычно применяется в самых дорогих оправах. 

Алюминий — удачное решение по цене (средняя ценовая категория), слегка уступает по характеристикам латуни, в основном в вопросах расширения и усадки при перепаде температур. 

А теперь делаем вывод, что самый лучший фильтр – это фильтр с максимальным числом покрытий с обеих сторон, выполненный по технологии запрессовки или термоусадки фиксирующего стекло кольца, да еще и сделанный из латунного сплава. Даже обычный UV фильтр, отвечающий этим требованиям с оправой на 62 мм будет стоить не меньше 2000 рублей. И это совершено нормально. Конечно, есть варианты по цене в зависимости от пафосности бренда самого фильтра, но тут всегда есть вполне достойные варианты. Конечно, можно сразу купить Zeiss, переплатив за имя почти 50%, но если не спешить и не махать шашкой сгоряча, то есть совершенно нормальные, ничем не уступающие по качеству Zeiss фильтры под маркой B&W. 

Миф №3. «На мой дешевый объектив нет смысла покупать фильтр, если что, я просто куплю такой же объектив за 3000руб.» 

Купишь, обязательно купишь и даже дешевле... но потом. Когда вернешься домой и не привезешь из своей поездки ни одного снимка, потому как снимать было нечем... 

Лучше разбить фильтр и, скрутив его, продолжить снимать, чем пожалеть 700-800 рублей на недорогой фильтр и в результате расколотить или оцарапать переднюю линзу объектива. Для эксперимента — опробуйте купить 18-55 для Canon, Nikon или Sony где-нибудь в Турции или в Испании. Это вам не Москва, где на каждом углу фотомагазин профессиональной техники. 

Миф №4. «Фильтр портит качество изображения на дорогих объективах» 

Что тут сказать... Фильтр за 300-1000 рублей, поставленный на дорогой объектив, действительно испортит картинку. А фильтр за 3000-8000 рублей по качеству не уступит передней линзе вашего замечательного объектива. Просто смотрите, что ставите, и тогда будет вам счастье. 

Ну и, конечно, покупать надо в нормальных местах, а то есть мастера, продающие фильтры Canon за 197 рублей на любой диаметр. Кстати, Nikon действительно делает и поляризационные и UV фильтры на любые оправы, а вот Canon не производит фильтров (за исключением уникальных с нестандартной или очень большой резьбой и только для отдельных моделей своих объективов) и фильтр Canon UV 58 мм абсолютно точно на 1000000% подделка.

Автор:

Вернуться к списку статей
Перейти к обсуждению на форуме

Популярные обзоры

Обзоры

30.10.2020  Пять камер для видеоблогеров в 2020
24.10.2020  Fujifilm X-S10: Первые впечатления
18.10.2020  Nikon Z6 II и Z7 II: какие обновления получили полнокадровые беззеркалки серии Z
09.10.2020  Как создать портрет с красивым боке
30.09.2020  Постоянный свет в студии для фото- и видеосъемки
Все обзоры:
По дате По бренду Награды

Последние темы форума

Перейти на форум
Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
ONFoto © 2010- - Использование материалов только с разрешения администрации сайта OnFoto
Размещение рекламы на сайте