В последние годы все меньше и меньше людей снимают на пленку. Цифровая фотография вытеснила пленку практически по всем самым массовым направлениям - любительская бытовая фотосъемка, профессиональная репортажная или свадебная, повсюду снимают на цифру. В этом нет ничего удивительного: цифра быстрее и удобнее, да и просто востребованнее как формат передачи информации. Но есть области, где цифра пока слабо доступна. И в первую очередь, это съемка на большие форматы материалов. Я очень не уверен, что сейчас можно купить хоть что-то с сенсором больше чем 4 на 5 дюймов, по крайней мере, серийно выпускаемое оборудование. А вот снимать на листовую пленку такого размера вполне реально. Можно найти и больше, в различных художественных проектах вполне можно встретить материалы 20 на 24 дюйма размером.
Камеры большого формата невероятно хороши при съемке пейзажей и предметной фотосъемке. Благодаря конструкции с мехами, в таких камерах очень удобно корректировать перспективные искажения и плоскость глубины резкости. Ну, а сам формат светочувствительного элемента позволяет добиться невероятной детализации.
Ансель Адамс, вероятно известнейший фотограф-пейзажист, снимал исключительно на крупноформатные камеры.
Но такой размер - это довольно непросто - камеры большого формата трудно назвать удобными и мобильными. На этот случай и существует так называемый средний формат. Камеры этого типа, с шириной пленки 6 сантиметров, появились весьма давно - примерно на рубеже 19-20 веков, и довольно быстро завоевали популярность, благодаря простоте и доступности относительно крупноформатных, разумеется. А в начале 20 века уже появилась перфорированная пленка с размером кадра 24х36 мм, тогда камеры под такой формат называли узкопленочными и сомневались в способности настолько крошечного кусочка пленки адекватно фиксировать кадр. Теперь же этот формат более известен под гордым названием «полный кадр» (или Full Frame, кому как больше нравится). Но с “полным кадром” знакомы практически все, и даже цифровые камеры с таким сенсором уже доступны всем желающим. Цифровые же камеры среднего формата и сегодня трудно назвать массовым товаром, но они вполне доступны и производятся большим количеством производителей. И одним из ныне популярных производителей является фирма Pentax.
Сейчас Pentax предлагает такую замечательную камеру как Pentax 645Z, с размером сенсора 6 на 4,5 см, именно размер сенсора кроется в цифровом обозначении камеры. Строго говоря, размер 6 на 4,5 является компромиссным, обычно средний формат ориентирован на больший размер кадра - 6х6, 6х7 или 6х9 сантиметров. Размер 6х4,5 см же является самым маленьким в классе, эдакий кроп, в мире среднего формата. Что же явилось причиной появления такого формата? Мы увидим это на примере родоначальника линейки среднеформатных камер Pentax с размером кадра 6x4,5 см.
На момент выпуска новой линейки камер, в 1984 году, фирма Pentax уже достаточно долго (с 1969 года) выпускала среднеформатные зеркальные камеры с размером кадра 6 на 7 сантиметров. Называлась эта камера довольно предсказуемо - Pentax 6x7. Камеры этой модели и сейчас можно найти в рабочем состоянии, надежность этой модели хорошо себя зарекомендовала среди профессиональных фотографов.
Но у нее был и недостаток - размер самой камеры и размер оптики. В штатной комплектации вес набора составляет примерно 2,5 килограмма. Необходима была легкая альтернатива, при сохранении того же типа расходного материала. Именно поэтому Pentax и представила камеру новой линейки - Pentax 645. Камера использовала те же виды пленки, что и большой Pentax 6x7 - 120 и 220 рулонные пленки. И пусть размер кадра тут самый маленький (кадры тут располагаются поперек ленты, а не вдоль, как обычно), все же это самая настоящая среднеформатная камера.
Сегодня можно найти довольно много камер этой модели в продаже, причем не очень дорого. И, несмотря на численный перевес цифровой фототехники, эта камера по-прежнему способна вызывать интерес. Давайте посмотрим почему.