Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
Twitter Facebook rss-лента

Обзор Что такое анаморфная фотография и как она работает?



Источник: cf.sirui.com

С выходом доступных анаморфных объективов данный формат становится все более доступным: теперь не только профессиональные кинематографисты могут позволить себе такую съемку. Однако для большинства фотографов и видеографов «анаморфная съемка» по-прежнему остается чем-то незнакомым и не совсем понятным. В данном материале, подготовленном на основе статьи фотографа и журналиста Дамьена Демолдера с ресурса dpreview.com, мы попытаемся ответить на основные вопросы, касающиеся анаморфной фотографии.

Сам термин «анаморфный» происходит от греческих слов «ана» и «морф», которые вместе означают что-то, что сначала меняет свою форму, но затем снова становится нормальным. В фотографии это относится к ситуации, когда изображение искажается во время съемки, а затем трансформируется в нормальную форму при отображении.

Типичный пример анаморфного изображения можно увидеть в кинотеатре. Широкоэкранный формат, ставший стандартом для голливудских фильмов, прочно ассоциируется с эпичными блокбастерами и является подсознательным индикатором качественного и дорогого продакшена для аудитории.

Такая связь с атмосферой «серьезного» кинопроизводства и является основной причиной привлекательности анаморфного формата как для любителей, так и для профессиональных кинематографистов. Он повышает ценность работы в глазах аудитории (или клиента) и выделяет режиссера из толпы создателей видео, снимающих в формате 16:9 или 4:3 на «непрофессиональном» оборудовании.

Форматы изображения, связанные с анаморфным кино, также довольно интересны сами по себе и обладают некоторыми особыми композиционными свойствами по сравнению с тем, что применяются в более типичных форматах фотографии.

Соотношения сторон формата

В то время как в фотосъемке для обозначения соотношения сторон обычно используются целые числа, например 3x2 или 4x3, в анаморфном киноформате высота кадра обозначается единицей, и уже по отношению к ней обозначается ширина. Популярные соотношения сторон сегодня включают 2,35:1, 2,39:1 и 2,40:1, хотя официальным стандартом Общества инженеров кино и телевидения (SMPTE) для широкоэкранной проекции является 2,39:1.


Источник: widescreenmuseum.com

Распространенный формат CinemaScope составляет 2,66:1 и принадлежит 20th Century Fox (которая сама, в свою очередь, теперь принадлежит Disney), но существовало множество других форматов, разработанных другими студиями, которым не хотелось платить студии за лицензию на использование 2,66:1. Фанаты Hasselblad наверняка узнают пропорции CinemaScope, так как они примерно совпадают с форматом XPan (соотношение сторон 65:24) в камере X1D II.

В наш век цифровых технологий режиссеры могут использовать любой формат, который им подходит, хотя есть определенная логика в том, чтобы придерживаться соотношения сторон, привычного для аудитории (и вызывающего определенные ассоциации).

Как создается формат

Обычные сферические объективы «смотрят» вокруг себя одинаково – влево/вправо под тем же углом, что и вверх/вниз. Анаморфные объективы захватывают удлиненное горизонтальное поле зрения. Для этого объектив сжимает изображение по горизонтали, чтобы оно соответствовало ограничениям размеров матрицы.

Этот эффект продемонстрирован в видео ниже:


Источник: Damien Demolder

Этот сжатый вид должен соответствовать относительно квадратной матрице, например формата Микро 4:3, поэтому группа анаморфных элементов в объективе сжимает/искажает горизонтальное измерение, чтобы оно поместилось на матрицу. Для этого используется цилиндрический элемент, который изогнут только в одной плоскости, а не выпуклый по всему периметру, как обычная линза.


Форма анаморфного цилиндрического элемента напоминает форму сложенного листа бумаги – более широкое горизонтальное поле обзора получается без изменения вертикального. Источник: Damien Demolder/dpreview.com

Чтобы понять, как выглядит этот цилиндрический элемент, согните лист бумаги: элемент изогнут по горизонтальной стороне, но остается плоским по вертикальной. Это позволяет захватить более широкое поле зрения по горизонтали, чем по вертикали. Получается как в кривом зеркале – изогнутая поверхность создает искривленное изображение на матрице или пленке. При проецировании во время кинопоказа это искаженное изображение пропускается через другую анаморфную линзу, чтобы снова исказить (растянуть) его, но на этот раз в обратном направлении – так, чтобы изображение снова выглядело нормальным.

Исторически сложилось так, что в анаморфном кино и камера, и проектор оснащены анаморфными линзами. В цифровых устройствах анаморфная линза нужна только для съемки изображения, а для растягивания изображения в нормальное состояние применяется программное обеспечение.


Источник: Damien Demolder /dpreview.com

В фотографии растягивание картинки достаточно простая задача – нужно просто умножить количество пикселей по горизонтали на коэффициент сжатия объектива. Так, если разрешение оригинального изображения 4000x3000 пикселей, вы умножаете 4000 пикселей на коэффициент сжатия, чтобы получить финальное изображение. Если объектив имеет 1,33-кратный коэффициент сжатия, вы умножаете 4000 на 1,33 и получаете 5320 пикселей. В программном обеспечении, которым вы пользуетесь для обработки фотографий, в диалоговом окне для изменения размера изображения (resize) отвяжите размер по вертикали от горизонтального, а затем замените горизонтальный размер с 4000 на 5320 пикселей, не изменяя вертикальный размер в 3000 пикселей.

Почему бы просто не кадрировать?

Вы можете подумать, что проще просто обрезать обычное изображение для получения нужного формата, чем тратиться на приобретение специальных объективов – и вы будете правы, но лишь отчасти. Проблема в том, что когда вы кадрируете, вы получаете изображение более низкого разрешения – будь то пленка или цифровая матрица, и тратите неиспользуемые пиксели или пленку понапрасну. Анаморфные объективы создают изображение, которое заполняет всю область кадра пленки или матрицы, так что используются все пиксели.

Снимая видео с помощью 4K камеры, вы создаете кадры, каждый из которых имеет разрешение примерно 8Мп. Как только вы кадрируете это 4K-изображение до анаморфного формата, такого как, например, 2,39:1, вы получаете отснятый материал с гораздо меньшим количеством пикселей. 4K кадры с соотношением сторон 16:9 (1,78:1) имеют размер 3840x2160 пикселей, но когда вы кадрируете до 2,39:1, размер становится 3840x1606, то есть только 6,2Мп. Использование анаморфного объектива позволяет вам записывать материал, используя всю 4K область матрицы, сохраняя все эти пиксели, так что в 2,39:1 формате вы получаете 8 миллионов писклей вместо 6,2.

Некоторые камеры, такие как Panasonic Lumix GH5 и GH5s, предлагают специальный Анаморфный режим, который позволяет использовать всю 4:3 зону матрицы для записи. В этом режиме GH5 может создавать 6K материал, в котором каждый кадр содержит все 20 мегапикселей матрицы. Когда изображение растягивается для получение финального анаморфоного результата, все эти 18 миллионов пикселей сохранятся.


Анаморфный объектив Sirui 35mm f/1.8. Источник: diyphotography.net

Если вы собираетесь использовать 1,33x анаморфный объектив, как, например, новый Sirui 35mm f/1.8, материал растягивается до формата 16:9, но при этом содержит 18 мегапикселей вместо 14, которые вы бы получили, если бы просто обрезали полный кадр до 16:9. Даже в этом случае кадрирование этого 16:9 изображения до 2,35:1 обеспечит кадр с более высоким разрешением, чем съемка на область матрицы размером 16:9 в формате 4K – 10Мп вместо 8Мп.

Разница еще более очевидна при использовании объективов с еще более выраженным анаморфным фактором сжатия, чем 1,33x. 2-кратный объектив, такой как Cooke 32mm Anamorphic/i, создаст 2,66:1 материал с полной зоны матрицы формата MFT или 3,5:1 с зоны 16:9. Так что, если вы обрезаете 4K, чтобы соответствовать тем же пропорциям, вы получите 3840x1444 пикселей (5,5Мп) для 2,6:1 формата или 3840x1098 пикселей (4,2Мп) для 3,5:1 формата. В обоих случаях разрешение будет намного ниже по сравнению с оригинальными 8Мп от 4K материала, которые сохраняются при использовании анаморфного объектива.

Разрешение не единственный плюс

Сохранение хорошего разрешения не единственная причина использования анаморфных объективов – у них есть особые характеристики, которые нравятся многим фотографам и видеографам.

Самый узнаваемый – характерная синяя полоса, которая проходит по кадру, когда точечный источник света, типа фары автомобиля, направлен на камеру. Это вызвано тем, что прямой свет отражается от анаморфного цилиндра и затем распространяется влево и вправо по кадру.


Источник: siruiusa.com

Эти голубые линии более выражены в объективах, в которых анаморфный цилиндр находится спереди оптической конструкции, и намного меньше в тех, в которых он расположен сзади. В новых анаморфных объективах Arri/Zeiss эффект цилиндра распределен по всей конструкции объектива, вместо использования для этого определенной группы элементов. Это позволяет в определенной степени контролировать, насколько эффект будет выраженным. В более традиционных конструкциях он может быть усилен с помощью расположения отражающих покрытий внутри фронтальных элементов для повышения яркости цвета полос и того, насколько легко они могут проявляться.

Помимо этого особого типа бликов, свет, падающий на фронтальный элемент, создает общую засветку, которая, в свою очередь, может придать анаморфному кадру низкоконтрастную атмосферу, даже если контраст в сцене довольно высок. Этот эффект также зависит от конструкции объектива. Старые модели, как правило, засвечивались легче, тогда как более новые стремятся к еще большей контрастности и позволяют использовать фильтры, когда нужно получить более низкую контрастность.


Источник: triggerhappycreative.com

Еще одна узнаваемая характеристика анаморфных объективов – удлиненная форма бликов вне фокуса. Эти блики, например, уличные фонари вдалеке, будут выглядеть как круглые диски при съемке на обычный сферический объектив, а при использовании анаморфного объектива – как овалы. Фактически, все детали вне фокуса воспроизводятся с удлиненной формой, которая преувеличивает степень расфокусировки. Это, в свою очередь, еще больше выделяет объект в фокусе.

Вид сверхмалой глубины резкости еще больше усиливается за счет усложнения измененных углов обзора, которые получаются благодаря анаморфным объективам. Заявленное фокусное расстояние объектива с 1,33x анаморфным эффектом будет расширяться анаморфным фактором – так 100мм 1,33x объектив будет иметь угол обзора в 75мм (100 разделенные на 1,33 = 75). С более драматичными анаморфными объективами эффект выделяется еще больше, так что 1,8x обеспечивает 100мм объективу вид аналогичный 56мм модели. Финальный вид будет как у 56мм объектива, с характеристиками глубины резкости, которые можно ожидать от 100мм объектива.


Источник: Damien Demolder /dpreview.com

На фотографии Дамьена выше, вы можете видеть, как одна и та же сцена воспроизводится обычным сферическим объективом и анаморфным объективом с тем же фокусным расстоянием. Дамьен использовал Lumix X-Vario 12-35mm на 35мм для сравнения с новым анаморфным объективом Sirui 35mm 1.33x.

Расстояние от камеры до объекта и диафрагма f/2.8 остались такими же, но есть небольшая разница в том, как выглядит расфокусированный фон. Объект в анаморфном изображении выглядит намного меньше из-за дополнительной ширины обзора, поэтому, в большинстве случаев, фотограф приблизится, чтобы увеличить объект в кадре, что, в свою очередь, увеличит эффект малой глубины резкости.

Также очевидно, что анаморфотный объектив обеспечивает значительно более широкий обзор при том же заявленном фокусном расстоянии. Вы также можете увидеть разницу в том, как выглядят блики вне фокуса.

Стоит ли оно того?


Источник: wanderingdp.com

Конечно, это вопрос вкуса, но для тех, кто хочет максимально использовать все доступные инструменты для воздействия на аудиторию, анаморфный формат – то, что стоит попробовать. Он придает особенный вид и добавляет нечто очень существенное в атмосферу.

Анаморфная фотография подойдет не для всех жанров и объектов съемки, и хотя это не жесткое правило, этот формат больше подходит для «драмы», чем для документальной работы. Широкий экран как бы говорит нам: «сейчас я расскажу тебе историю», и помогает подготовить аудиторию ко всем возможным преувеличениям, которые делают историю более трогательной, эмоциональной и драматичной, в то время как более стандартные форматы лучше подойдут для предоставления строго фактической информации.

В фотографии анаморфный формат позволяет получать особую атмосферу – некое ощущение кинематографичности, которое еще больше усиливается благодаря характеристикам анаморфоных объективов. Фотографии как-будто превращаются в кадры из фильмов, наполненные некой подразумеваемой сюжетной линией, при этом вам не придется снимать сам фильм.

Автор: Георгий Афанасьев

Вернуться к списку обзоров
Оставить комментарий

Популярные обзоры

Обзоры

30.09.2020  Постоянный свет в студии для фото- и видеосъемки
28.09.2020  Как подобрать стойку для освещения: виды и критерии выбора
25.09.2020  Фокусировка на глазах в портретах: насколько она важна и как ее добиться
24.09.2020  Fujifilm Instax Square SQ1
17.09.2020  Первый взгляд на новые объективы серии Z: Nikon Z 14-24mm f/2.8 S и Z 50mm f/1.2 S
Все обзоры:
По дате По бренду Награды

Последние темы форума

Перейти на форум
Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
ONFoto © 2010- - Использование материалов только с разрешения администрации сайта OnFoto
Размещение рекламы на сайте