Компания Carl Zeiss десятилетиями выпускает высококлассную оптику, в том числе объективы для фотоаппаратов. В последние годы мы наблюдаем бурное развитие нового рыночного сегмента – беззеркальных (компактных системных) камер со сменной оптикой. Неудивительно, что Carl Zeiss выпустил два новых объектива для беззеркальных камер серий Fujifilm X и Sony NEX – сверхширокоугольного Zeiss Touit 2.8/12 и нормального Zeiss Touit 1.8/32. Оба они имеют фиксированное фокусное расстояние, в пленочном эквиваленте составляющее 18 и 48 мм соответственно, и названы Touit в честь южноамериканских пестрохвостых попугаев (по-латыни Touit).
Конечно, я уважаю фирменное обозначение объективов компании Zeiss, однако более привычным мне кажется обозначение, при котором сначала указывается фокусное расстояние объектива, а потом уже его светосила. Поэтому в рамках этого обзора буду называть объективы и как положено – Touit 2.8/12, Touit 1.8/32, и как мне нравится – Touit 12/2.8, Touit 32/1.8.
Мы тестировали объективы с камерой Fujifilm X-E1. Благодарим компанию Fujifilm Россия за предоставленное оборудование.
Итак, объектив Zeiss Touit 2.8/12 выполнен по схеме Distagon из одиннадцати элементов в восьми группах, включая два асферических элемента.
Объектив Zeiss Touit 1.8/32 выполнен по схеме Planar, имеет восемь элементов в пяти группах.
Технические характеристики
Объектив
Zeiss Touit 2.8/12
Zeiss Touit 1.8/32
Фокусное расстояние
12 мм
32 мм
Фокусное расстояние
в эквиваленте 35-мм пленки
18 экв.мм
48 экв.мм
Количество элементов/групп
11/8
8/5
Диафрагма
F/2.8 – F/22
F/1.8 – F/22
Дистанция фокусировки
0.18 м — ∞
0.30 м — ∞
Угол зрения по диагонали / горизонтали / вертикали
99° / 89° / 66°
48° / 40° / 29°
Поле зрения на минимальной
дистанции фокусировки
220 x 144 мм
214 x 142 мм
Резьба для фильтра
M67 x 0.75
M52 x 0.75
Диаметр фокусировочного кольца
65 мм
65 мм
Длина (с крышками)
Байонет Х: 86 мм
Байонет Е: 81 мм
Байонет Х: 76 мм
Байонет Е: 72 мм
Вес
Байонет Х: 270 г
Байонет Е: 260 г
Байонет Х: 210 г
Байонет Е: 200 г
Оба объектива имеют фирменное антибликовое покрытие T*, а поскольку компания Zeiss активно сотрудничает с производителями фототехники, поддерживается и возможность внутрикамерной коррекции изображения – виньетирования, дисторсии, хроматических аберраций.
В конструкции объективов применены и металлические, и пластиковые элементы, что позволило добиться оптимального соотношения прочности, надежности и легкости. Впрочем, легковесными объективы не назовешь.
Особенно приятно, что объективы для камер Fujifilm X имеют диафрагменное кольцо, так что при установке их на модели Fujifilm X-Pro1, X-E1 и X-M1 вы сможете ощутить всю прелесть механической установки значения диафрагмы. На кольце имеется положение А (Авто), то есть поддерживается фирменная фишка Fujifilm – выбор режимов P, A, S, M простым поворотом дисков. Если диск выдержек на камере выставлен в положение Авто, то вы находитесь в режиме приоритета диафрагмы, если установили Авто на кольце диафрагм – то работаете в приоритете выдержки, а если Авто стоит в обоих случаях – то вы в режиме программного автомата Р.
Оба объектива поставляются в комплекте с пластмассовыми блендами, имеют металлический байонет. Кольцо диафрагм (которое ближе к камере) и кольцо ручной фокусировки (ближе к передней линзе) имеют резиновое покрытие, очень приятные на ощупь. Ручная фокусировка электромеханическая, но довольно информативная, фокус наводится мягко и точно. Диафрагма переставляется, приятно пощелкивая, с оптимально-легким усилием. Шаг изменения диафрагмы составляет 1/3 экспоступени. Маркировка некоторых значений диафрагмы неидеально совпадает с положением кольца (то есть, при установке диафрагмы F/4 риска на оправе объектива попадает не строго по центру цифры 4), но это пренебрежимая мелочь, на которую обратят внимание лишь самые отпетые перфекционисты.
В принципе, дизайн объективов довольно аксетичный, нет ни шкалы расстояний, ни шкалы глубины резкости. Впрочем, лично меня это нисколько не расстроило. Кстати, в варианте для Sony NEX имеется и вовсе лишь одно кольцо – ручной фокусировки, поскольку значения диафрагмы задаются программно в самой камере.
Автофокусировка достаточно быстрая, особенно со сверхширокоугольным Touit 12/2.8, хотя довольно шумная. Фокусировкая внутренняя, то есть передняя линза остается неподвижной, что позволит без проблем использовать поляризационные и градиентные фильтры. В целом, работать с объективами исключительно приятно и удобно.
Качество изображения, формируемое обоими объективами, очень высокое. Высокая резкость по всему полю (правда, заметно снижающаяся в области сильно прикрытых диафрагм), устойчивость к контровому свету, отсутствие бликов, геометрических и хроматических искажений, прекрасный рисунок боке. Фактически, это мы уже делаем выводы, специальной страницы обзора для них отводить не будем. Последующие страницы послужат иллюстрацией для этих кратких выводов.
Zeiss Touit 12/2.8 и Zeiss Touit 32/1.8 – прекрасные объективы, достойно дополняющие и раскрывающие возможности системных беззеркальных камер Fujifilm X. Требовательные фотографы, которые ценят качественные вещи (а мне кажется, владельцы камер Fujifilm X именно такие), будут не разочарованы.
Мы не пробовали объективы на камерах Sony NEX – вероятно, впечатления и там были бы самыми положительными. Ну разве что удовольствия от механической установки диафрагмы пользователи NEX лишены.