Sony Alpha DSLR-A550 – зеркальная камера старшего любительского класса, с простым управлением, но довольно серьезными функциями. Матрица 14 Мп, стабилизатор изображения на сдвиге матрицы, монитор 921000 точек, серийная съемка до 7 кадров в секунду, два режима «живого вида», внутрикамерная HDR-съемка с автосовмещением кадров.
КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Матрица
14.2 Мп; 4592x3056; APS-C (23.4х15.6 мм)
Объектив
Объективы Sony Alpha (также Minolta и Konica Minolta АФ-объективы), коэффициент фокусного расстояния 1.5х. На тесте был Sony DT 3.5-5.6/18-55 SAM (27-82 экв. мм).
Носитель
Карты памяти SD / SDHC / Memory Stick Pro Duo / Pro HG Duo
Монитор
3.0", 921600 точек
Формат файлов
RAW (ARW), JPEG, RAW+JPEG
Связь
AV-выход/USB, вход DC, ДУ
Габариты
137x104x84 мм
Положение в линейке
DSLR-A500 – DSLR-A550 – DSLR-A700
Начнем рассмотрение Sony Alpha DSLR-A550 с довольно смелого заявления: эта модель, а также ее младшая сестра-близнец А500 – зеркалки с одним из самых продвинутых на сегодняшний день режимом «живого вида». Автофокус в режиме «живого вида» по-настоящему быстр, работает распознавание лиц, масштаб изображения можно увеличивать, параметры съемки регулируются, да при этом еще и монитор сделан поворотным. На самом деле, в этих моделях реализован даже не один режим живого вида, а целых два.
Если вы не знакомы с терминологией или вообще не слишком пристально следите за тем, что происходит в мире цифрового фотоаппаратостроения, то наверное, вам не вполне понятно, о чем идет речь, что такое «режим живого вида» и в чем, собственно, состоит достижение компании Sony. Попробуем разобраться подробнее.
Обязательным элементом конструкции зеркальной камеры, от которого и пошло название этого класса аппаратов, является наличие системы зеркал. Цифровые зеркалки поначалу копировали конструктивные особенности своих пленочных предшественниц, так что полностью переняли и их оптическую схему.
Sony A550. Оптический видоискатель. LV OVF
Пройдя через объектив, свет попадает на основное зеркало. Большая часть светового потока отражается от него вверх, проходит через фокусировочный экран, и дважды отразившись в пентапризме, попадает в окуляр видоискателя, где мы и наблюдаем изображение. Небольшая часть входящего светового потока проходит сквозь основное зеркало и направляется вниз, на датчик автофокуса. До светочувствительной матрицы лучи света все это время не доходят – препятствует зеркало, да плюс к тому матрица (или пленка) еще и закрыта шторками затвора. Соответственно, изображение на матрице не формируется, и на мониторе мы его также видеть не можем. Единственный способ наблюдать за «живой» картинкой в традиционной зеркалке – через видоискатель.
Главные плюсы такого метода – высококачественное изображение в видоискателе (мы ведь видим реальный мир, хоть и через оптическую систему; ни один электронный видоискатель обеспечить равноценное качество пока не может) и высокая скорость автофокуса (работает специализированна система фазовой автофокусировки). Недостатки – сложность наложения вспомогательной информации на «живую» картинку, а также необходимость смотреть непосредственно в видоискатель, чтобы увидеть изображение (в большинстве случаев это не проблема, однако при съемке в необычных ракурсах, от самой поверхности земли или наоборот, на вытянутых руках сверху, заглянуть в видоискатель сложно, а то и вовсе невозможно).
В момент, когда делается снимок, оптическая схема традиционной зеркалки изменяется. Основное зеркало поднимается вверх, затвор открывается, лучи света идут прямо и попадают на светочувствительный элемент. На те короткие доли секунды, что делается снимок, изображение в видоискателе пропадает, выглядит это как моргание.
Sony A550. Режим «проверки ручного фокуса».LV МFС
Аналогичная схема применяется в цифровых компактных аппаратах – свет напрямую попадает на матрицу, снимаемый с матрицы электронный сигнал преобразуется в изображение, которое и выдается на монитор камеры. В данном случае термин «компактный» не столько относится к физическим размерам аппарата, сколько подчеркивает главную конструктивную особенность – отсутствие зеркала. На самом деле, «компактные», иначе говоря, незеркальные, аппараты могут быть довольно большими и сравниваться по габаритам с зеркалками.
К плюсам такой оптической схемы можно отнести, в первую очередь, компактность – поскольку вся система очевидно проще. Кроме того, любую вспомогательную информацию гораздо легче отобразить поверх изображения. Ну а любители, снимающие на компактные камеры, скажут, что ситуация, когда ты видишь картинку на мониторе, еще и удобнее.
В последние годы «беззеркальная» оптическая схема стала применяться и в зеркальных камерах – как вспомогательный режим. Зеркало поднимается, шторки затвора раздвигаются, и мы можем видеть изображение на мониторе – это называется режимом «живого вида» (Live view). Далеко не последнюю роль в возможности реализации режима живого вида сыграли матрицы нового поколения, которые могут быть включенными постоянно (а не только в момент экспонирования). Заодно зеркальные камеры научились снимать видео... впрочем, это уже отдельная история.
Поначалу казалось, что фотолюбители, переходящие на зеркалку с компактных аппаратов, получат не только высокое качество снимков, но и – за счет режима «живого вида» – привычную им возможность визирования по монитору. Однако в режиме «живого вида» система фокусировки работает по контрастному принципу, базируясь на сигнале, поступающем с основной матрицы, и на практике оказалось, что при современном развитии технологий контрастный автофокус в режиме «живого вида» не в состоянии тягаться по скорости с обычным фазовым автофокусом, применяемым в традиционной схеме. Контрастная автофокусировка длится, как правило, больше секунды, и одно из основных преимуществ зеркалок перед компактами – быстродействие – оказывается загубленным. Безусловно, наличие режима «живого вида» в зеркалке все равно расширяет возможности ее применения, но лишь в определенных ситуациях – в первую очередь, при съемке со штатива или из необычных ракурсов.
Sony A550. Режим «живого вида». LV LV
В зеркальных камерах Sony, начиная с моделей А350 и далее А380, применяется другая идея. Традиционная «зеркальная» схема доработана и усложнена. Одно из зеркал в пентапризме (точнее, в пентазеркале) сделано подвижным (изображено голубым цветом с красной стрелкой). Оно позволяет отклонить луч от окуляра и направить его на вспомогательную матрицу небольшого размера. Именно эта матрица используется для формирования изображения, отправляемого на монитор (вот он, «живой вид»!). Правда, качество картинки при этом невысоко, но для целей визирования его достаточно, зато автофокус быстр – ведь продолжает работать обычная фазовая система автофокуса (в нижней части камеры).
Справедливости ради стоит отметить, что подобная схема с дополнительной матрицей была реализована еще в 2006 году в зеркальном аппарате Olympus E-330, и долгое время эта модель вообще была единственной зеркалкой с режимом «живого вида», да еще и с поворотным экраном. Однако там один из элементов пентазеркала был сделан полупрозрачным, а не подвижным – поэтому изображение в видоискателе получалось темноватым, а на мониторе – более шумным, да и скорость автофокуса была все же пониже.
Модели Sony A550 и A500 – первые, в которых реализованы все три рассмотренные схемы. Правда, с оговоркой. Поскольку имеется режим «живого вида с быстрым автофокусом» (нижняя иллюстрация их трех вышеприведенных), традиционный вариант (средняя иллюстрация) сделан вообще без автофокуса и назван “Live View manual focus check», то есть режим проверки ручной фокусировки. Изображение на мониторе в этом режиме качественное, поскольку для его формирования используется основная матрица.
Итак, резюмируем. Sony Alpha DSLR-A550 может работать в одной из трех конфигураций:
1. LV OVF – Оптический видоискатель (быстрый автофокус, картинки на мониторе нет).
2. LV MFC – «Живой вид с проверкой ручного фокуса» (качественная картинка на мониторе, автофокуса нет).
3. LV LV – «Живой вид» (быстрый автофокус, но не очень качественная картинка на мониторе).