Продолжаем знакомиться с возможностями Ricoh GR, двигаясь по его меню. Доступно множество вариантов брекетинга, мультиэкспозиция, интервальная съемка. Таймер автоспуска также можно настраивать, задавая время задержки и количество снимков.
Замеры скорострельности
Что касается скорости автофокуса – Ricoh GR можно отнести к быстрым камерам. Тестирование по нашей методике показало очень хорошие результаты, хотя и не рекордные. Несравненно быстрее медленных компактов, существенно быстрее, чем, например, Canon EOS M, примерно вровень с Fujifilm X100S, но все же медленнее в сравнении с хорошими зеркалками и лидирующими по этому параметру беззеркалками (к коим мы причисляем Nikon 1, Olympus, Panasonic). Напомним, что у Ricoh GR есть возможность заранее задать фиксированное расстояние до объекта, тогда во время съемки камера вообще не тратит времени на фокусировку.
Мы замерили скорость, с которой Ricoh GR делает фотоснимки в нескольких режимах.
1. Непрерывная (она же серийная) съемка, формат кадров JPEG. Первые четыре кадра шли со скоростью около 2.8 кадров/сек, что несколько медленнее заявленных 4 кадров/сек. Далее съемка замедлилась до примерно 1.5 кадров/сек и стала неравномерной, но продолжалась.
Если изображение остается неподвижным – включите воспроизведение GIF-анимации в вашем браузере и/или перегрузите страницу.
2. Также серийная съемка, но в формате RAW+JPEG. Совершенно неожиданным образом, камера отработала иначе, чем в JPEG, и сделала короткую серию из четырех кадров, однако со скоростью около 6 кадров/сек. В официальных спецификациях мы упоминания о такой возможности не нашли.
3. Обычная съемка одиночными кадрами, формат JPEG, ручная фокусировка (то есть, камере было не нужно фокусироваться на каждом снимке). Скорость составила 1.5 кадра/сек (то есть, интервал между снимками порядка 0.6-0.7 сек) – и это прекрасный результат.
Замеры производились в режиме приоритета выдержки 1/800 секунды, использовалась карта памяти стандарта UHS-I (90/25 МБ/сек). Анимированные иллюстрации зациклены для наглядности. Пауза в конце цикла сделана также для наглядности.
Объем RAW файла (DNG) у Ricoh GR составляет 14 МБ.
Объем JPG файла максимального качества – около 6-7 МБ.
Ricoh GR позволяет выбрать один из четырех уровней интенсивности шумоподавления – выключено, слабо, средне, сильно. Более того, вы можете вручную сконфигурировать систему шумоподавления, определив, начиная с какого значения ISO будет прикладываться тот или иной уровень (по нарастающей).
Как интенсивность шумоподавления сказывается на структуре изображения, посмотрим на странице этого обзора Качество снимков - натюрморт, шумы.
Еще пара скриншотов – последние пункты в меню Съемки.
Хочется сказать пару слов о работе фильтра нейтральной плотности (зачем он вообще нужен – мы уже говорили ранее). В меню Съемки можно выбрать один из двух режимов его работы – Вкл и Выкл. Выбрав положение Выкл, вы полагаете, что фильтр будет гарантированно не использоваться, однако в другом разделе меню, Настройка, есть еще один пункт, также посвященный фильтру НП, где может быть выставлено положение Авто. В такой конфигурации решение об использовании фильтра отдается на откуп автоматике камеры. В определенных ситуациях это может дезориентировать и приводить не к тем результатам, что вы ожидали.
Например, вы сделали снимок с экспопараметрами ISO400, F/2.8, при этом выдержка получилась 1/640. Допустим, выдержка для ваших целей длинновата. Диафрагму открывать дальше уже некуда, поэтому, чтобы укоротить выдержку, вы вполне осознанно повышаете чувствительность до ISO800. Делаете следующий снимок – все в порядке, он предсказуемо получился с параметрами ISO800, F/2.8, выдержка 1/1250.. Далее, хотите укоротить выдержку еще сильнее. Ставите ISO1600, ожидаете получить выдержку 1/2500, но вдруг бац! камера включает фильтр ND и выставляет 1/640.
Почему это получилось, объяснить, конечно, можно – на открытой диафрагме F/2.8 центральный затвор не обеспечивает выдержку короче, чем 1/2000. Однако вы-то в тот момент об этом забыли. Или вообще не подумали. Так или иначе, выполнили разумное действие – подняли чувствительность на ступень, однако получили не укорочение, а напротив, удлинение выдержки вдвое.
Ricoh GR предоставляет очень широкие возможности по программированию органов управления и конфигурирования камеры.
На джойстик ADJ можно назначить до пяти функций из списка в четырнадцать возможных вариантов (плюс Выкл).
Сначала в соответствующем пункте меню вы выбираете нужные функции...
...и далее, во время съемки, нажав на джойстик, как кнопку, получаете в правом верхнем углу экрана краткое поп-даун меню из пяти параметров. В нашем примере это ISO, формат кадра, режим фокусировки, динамический диапазон и брекетинг.
Джойстиком выбираете нужный пункт, колесиком выбираете нужное значение. Все очень быстро и удобно.
Можно настраивать функциональность переднего колесика управления и джойстика в экспорежимах M и TAv.
Целых три кнопки программируются – Fn1«Х» на навипаде, Fn2 на задней панели и Effects на левой грани камеры. Список общий для всех трех кнопок, состоит из 26 возможных функций.
Мы добрались до третьего раздела внутрикамерного меню – Настройка.
Ricoh GR позволяет сохранять в EXIF'е авторскую информацию.
Можно настраивать конфигурацию автоматической установки чувствительности в режиме AUTO-HI – задается верхняя граница диапазона (не обе), а также значение максимально длинной выдержки (этот параметр можно установить и на Авто).
В этом разделе меню также выполняется различное конфигурирование камеры.
В частности, можно настроить количество выводимой на экран информации, которая выводится на экран при последовательных нажатиях кнопки DISP. В том числе есть и вариант полного отключения монитора – полезный в случае, если вы хотите поберечь энергию аккумулятора, не складывая объектив.
Пункт «Макс. зум одним нажатием» позволяет задать масштаб, до которого сразу увеличивается снимок в режиме просмотра при нажатии клавиши + (далее, конечно, масштаб можно изменять клавишами +/–).
Можно определять, будете ли вы при обращении к меню попадать на пункт, с которым работали в прошлый раз, или в начало списка. Полезная настройка.
Видеосъемка
Ricoh GR может снимать видео в формате Full HD, с частотой кадров 24/25/30р. При этом практически нет никакого контроля за экспопараметрами, кроме возможности использования кнопку AEL/AFL. Кроме того, можно во время съемки сделать паузу (и далее продолжать запись в тот же ролик), а также использовать Эффекты.
Если вспомнить, что у Ricoh GR нет стабилизатора изображения, то можно сделать вывод, что видеосъемка является вспомогательной стороной функциональности этой камеры.
Пример видеосъемки в исполнении Ricoh GR. Режим Full HD 1920x1080@25p, поток 19 Мб/с, стерео.
РЕЖИМ ПРОСМОТРА
В режиме просмотра информация на экран может выводиться на экран в нескольких вариантах, переключаемых кнопкой DISP.
Формулировка «Отображение насыщ. белого» – возможно, неудачна. Имеется в виду отображение пересвеченных областей (или близких к пересвету).
Среди подробных параметров указывается фокусное расстояние объектива. Если вы установили конвертер, то он не распознается автоматически – указываемое фокусное будет зависеть от того, не забыли ли вы сами включить пункт «Конвертер» в меню.
Конечно же, снимки можно смотреть в увеличенном масштабе (причем, как уже говорилось чуть выше, можно включать опцию «Максимальный зум одним нажатием»; с нею снимки сразу увеличиваются до указанного масштаба по первому нажатию клавиши +).
Уменьшенные снимки выводятся матрицей 5х4 или 9х9. В последнем варианте вывод всех кадриков получается далеко не мгновенным, но это вполне обычное дело.
Наличие функции внутрикамерного преобразования файлов, снятых в формате RAW (или DNG), в файлы JPEG, считается хорошим тоном в камерах высокого уровня. Впрочем, если честно, я бы не сказал, что это так уж важно – наверное, фотографы, предпочитающие работать с RAW, будут и обрабатывать снимки во внешних редакторах, на компьютере.
Тем не менее, реализация преобразования RAW >> JPEG в Ricoh GR – одна из лучших. Настраивается много параметров, в том числе при использовании Эффектов – примерно так же, как если вы производите соответствующие настройки во время съемки.
При этом результаты вносимых изменений сразу прикладываются к превьюшке, которое вы видите на экране.
Некоторые, хотя не столь мощные, изменения можно вносить и в отснятые JPEG-файлы – подстраивать яркость, баланс белого, устранять перекос.
Имеется необычная функция «Коррекция цветного муара». Очевидно, она призвана бороться с муаром, который теоретически может проявляться на некоторых участках изображения вследствие отсутствия у Ricoh GR АА-фильтра перед матрицей. Честно говоря, мне не удалось встретить на практике ситуацию, в которой работа этой функции была бы необходимой, а результат – наглядным.