Далее отметим некоторые особенности Pentax K-3 – без особой логики и последовательности в изложении, просто что запомнилось. Поскольку обзор у нас предварительный, такая вольность простительна.
На иллюстрации слева – режимы работы автофокуса в режиме Live View. Распознавание лиц, следящий АФ, автовыбор точки, ручной выбор точки, одна центральная точка.
Функция мультиэкспозиции у K-3 имеет подварианты – обычная покадровая, в серии непрерывной съемки (выбрана на иллюстрации слева), по таймеру и с пульта ДУ.
Можно задать режим сложения кадров, а также количество снимков в серии.
Пример работы Pentax K-3 в режиме «Мультиэкспозиция + Непрерывная съемка». Художественностью кадр явно не блещет, но суть режима, надеюсь, прослеживается:
«Зеленая» кнопка на задней панели позволяет в любой момент включить режим Авто-ISO. То есть, удерживая нажатой кнопку ISO на верхней панели, вы можете задним диском изменять установленное значение ISO (на иллюстрации внизу слева – ISO 3200). Однако при этом в ряду возможных значений ISO варианта Авто-ISO нет. Чтобы его включить, нужно как раз-таки нажать зеленую кнопку (справа).
Заговорив о режиме Авто-ISO, стоит упомянуть возможность изменения алгоритма его работы – одну из приятных возможностей Pentax K-3.
Речь о том, что по мере снижения освещенности автоматика сначала удлиняет выдержку (учитывая текущее фокусное расстояние объектива), а когда дальнейшее удлинение считается небезопасным (с точки зрения смаза), начинается увеличение ISO. Так вот, в К-3 вы можете настроить этот самый уровень «небезопасности». По умолчанию (на иллюстрации слева), например, при фокусном расстоянии 135 мм (около 200 экв.мм) камера будет максимально допустимой выдержкой считать 1/200 секунды. Если выбрать вариант SLOW, то самой длинной выдержкой станет 1/100 сек, а если вы не уверены в крепости своих рук, то можете выставить вариант FAST, и камера не станет удлинять выдержку далее 1/400 секунды.
Любопытно, что при фокусном расстоянии 27 экв.мм камера по умолчанию самой длинной выдержкой считает не 1/30 секунды, как можно ожидать, а 1/50. В режимах SLOW и FAST получается 1/25 и 1/100 соответственно.
Справедливости ради надо заметить, что существуют камеры, где подобная подстройка осуществляется с еще большим количеством уровней, но и так – уже хорошо. В большинстве моделей такой подстройки нет вовсе.
Особенность интерфейса всех последних зеркальных камер Pentax, в том числе и K-3, которую я категорически не приветствую – затрудненное переключение режима вывода информации на экран. Кнопка INFO не переключает режим сразу (на следующий, и далее по кругу), а выводит специальную страницу (Экран статуса, на иллюстрации слева), в котором вы должны выбрать нужные режим. Аналогично в режиме просмотра (ниже) нужно выбрать режим, вместо того, чтобы переключаться сразу кнопкой INFO.
Мы уже говорили, что у Pentax K-3 имеется два слота для карт памяти формата SD. Возможны три варианта их функциональности – информация либо пишется на них по очереди (по заполнении первой карты переходим на вторую), либо дублируется на обе сразу (на мой взгляд, совершенно обязательная способность камеры для профессиональных съемок важных событий), либо на одну пишутся файлы в формате RAW, на вторую – JPEG.
Посмотри примеры видеосъемки в исполнении Pentax K-3.
Первые четыре ролика были сделаны предсерийным экземпляром камеры, прошивка Ver.0.35. Формат видео Full HD 1920x1080p при 30 кадр/сек, поток 22 Мб/с.
Пример 1. Если камеру удерживать неподвижно, не панорамировать и не зуммировать, то и изображение получается достаточно четко стабилизированным.
Пример 2. Легкое ведение также получается достаточно безболезненным. На здании Кунсткамеры (зелено-белом) видны муаровые артефакты, полоски на облицовке здания бегут и "шевелятся".
Пример 3. При более активном ведении камеры (а главное, при зуммировании в процессе съемки) уже не все так здорово. Изображение желеобразно покачивается, а при зуммировании картинка пытается "зацепиться" за предыдущий масштаб, а потом дергается рывком, при этом еще и слышен щелкающий звук (см. комментарии дальше).
Пример 4. Видео в монохромном цветовом стиле.
Получив серийный экземпляр Pentax K-3, мы вернулись к проверке работы камеры в видеорежиме. Использовалась последняя на данный момент прошивка Ver.1.02.
С двумя из проверенных объективов (Pentax SMC DA 18-135mm F/3.5-5.6 ED AL [IF] DC WR и Pentax SMC DA 18-55/3.5-5.6 AL WR ) в момент зуммирования по-прежнему (как и с предсерийной прошивкой Ver. 0.35) происходит дерганье изображения, сопровождаемое хорошо заметными щелчками. Это происходит во всех режимах – P, Av, Tv, M – и почти во всех ситуациях. Причем эти рывки происходят независимо от того, производится ли в данный момент видеозапись или нет; достаточно, чтобы камера была включена в режим видеосъемки (рычажком-переключателем Фото/Видео).
В принципе, нам удалось найти способ избежать этих неприятных эффектов. Достаточно установить диафрагму на самое открытое значение, причем именно на самое из всех возможных, а не для текущего положения зума. То есть, для объектива 18-135/3.5-5.6 нужно перевести объектив в широкоугольное положение и выставить диафрагму F/3.5. После чего можно производить зуммирование (по мере роста фокусного расстояния диафрагма у большинства зум-объективов будет прикрываться) и начинать видеосъемку в любой момент – щелчков не будет.
Неприятных артефактов также не наблюдалось при работе с объективами "звездной" линейки – Pentax SMC DA* 16-45/2.8 ED AL [IF] SDM и Pentax SMC DA* 50-135/2.8 ED [IF] SDM, которые нам удалось проверить.
Вывод – при видеосъемке камерой Pentax K-3 с некоторыми из объективов предпочтительная схема работы должна быть такой: снял фрагмент, изменил фокусное расстояние, снял другой фрагмент. Или же нужно четко контролировать установку диафрагмы в самое открытое положение. Также можно использовать более корректно работающие объективы, либо объективы с фиксированным фокусным расстоянием. По крайней мере, такова ситуация с текущей версией прошивки; не исключено, что в дальнейшем все эти артефакты будут устранены, потому как проблема, похоже, лежит в программной области (ну, или на стыке программной и аппаратной части).
Замечу также, что зуммирование в процессе видеосъемки – вообще, на мой вкус, не самая хорошая идея, в большинстве случаев (кроме намеренно создаваемых художественных эффектов) его лучше избегать.
Пример 5. Формат видео Full HD 1920x1080@50i, поток 18 Мб/с.
Пример 6. Формат видео Full HD 1920x1080@50i, поток 18 Мб/с.