Обзор Olympus XZ-1 – тест компактного фотоаппарата премиум-класса со светосильным объективом, режимы и функции, тестовые фотографии, сравнение качества снимков с Canon PowerShot S95
Важнейшие особенности компакта премиум-класса Olympus XZ-1 таковы: ПЗС-матрица формата 1/1.63" с разрешением 10 Мп, стабилизатор изображения на сдвиге матрицы, светосильный объектив i.Zuiko 28-112/1.8-2.5 (экв.мм), процессор TruPic V, диапазон ISO 100-6400, OLED монитор 3” разрешения 621000 точек, набор экспорежимов PASM, шесть Художественных фильтров, внутрикамерное преобразование RAW файлов в JPEG, встроенный нейтральный светофильтр, HD видеосъемка 1280x720p@30 в формате Motion JPEG (AVI), разъем для внешней вспышки и беспроводное управление внешними вспышками.
КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Матрица
10.0 Мп; 3648x2736; 1/1.63"
Объектив
4х оптический зум (28-112 экв. мм), F/1.8-2.5
Носитель
Карты памяти SD / SDHC / SDXC
Монитор
3.0", OLED, 614000 точек
Формат файлов
JPEG, RAW, RAW+JPEG; видео – AVI (Motion JPEG), до 1280х720 при 30 кадр/с, со звуком
Связь
Совмещенный USB и AV-выход, микро-HDMI, аксессуарный порт, ДУ
Габариты
111 x 65 x 42 мм (данные производителя, корпус без выступающих частей)
118 х 70 х 45 (наши измерения, габаритные размеры, выключено)
Положение в линейке
Olympus VR-330 – Olympus XZ-1 – Olympus PEN E-PL2
Еще совсем недавно, буквально пару лет назад, фотоаппараты делились на два больших класса – зеркальные и компакты. Реального компромисса между качеством снимков, которые дают зеркалки, и миниатюрностью компактов практически не существовало. Хоть какой-то альтернативой зеркальным камерам могли служить только топовые компакты – аппараты, ориентированные на энтузиастов-любителей, которые хотели получить относительно высокое качество снимков и продвинутое управление параметрами съемки в небольшом корпусе.
Однако в последнее время активно развивается класс беззеркальных аппаратов со сменной оптикой, имеющих значительно более крупную матрицу, чем «обычные компакты», и меньшие размеры, чем зеркальные камеры. В условиях все возрастающей конкуренции со стороны беззеркалок обычным компактам, даже самым продвинутым, становится все труднее удержаться на плаву и оставаться конкурентоспособными в целом.
Одна из важных функциональных особенностей, которая оправдывает само существование класса топовых компактов – высокая светосила объектива. Мы знаем такие модели, как Canon PowerShot S95 и Panasonic LUMIX DMC-LX5 (объектив F/2.0), Samsung EX1 (объектив F/1.8) – все это компакты премиум-класса, с крупной (по меркам компактов) матрицей, с обилием режимов и ручных настроек. В определенном смысле к этому же классу относятся Canon PowerShot G12 и Nikon COOLPIX P7000, хотя у них объектив имеет значительно меньшую светосилу F/2.8, а габариты заметно больше (см. наш сравнительный обзор Canon G12 и Nikon P7000).
Компания Olympus и раньше выпускала модели, которые можно было отнести к топовым компактам – C-5050, C-8080 и другие. Однако это были относительно крупные аппараты (в то время был популярен термин «просьюмерки»), а топ-модель, по-настоящему компактную, Olympus выпускает впервые.
Olympus XZ-1 – это первый компакт с объективом бренда Zuiko. По параметрам он превосходит объективы всех вышеперечисленных конкурентов. Такого сочетания светосилы и фокусного расстояния нет больше ни у кого. На широком угле объектив Olympus XZ-1 имеет светосилу F/1.8 – собственно, как и объектив Samsung EX-1, однако по мере увеличения фокусного расстояния (зуммирования) светосила XZ-1 снижается гораздо медленнее, составляя F/2.2 при 92 экв.мм, и лишь при 100 экв.мм доходит до F/2.5, в то время как у EX-1 она составляет F/2.4 уже при 72 экв.мм.
Другой момент, дающий XZ-1 заметное преимущество перед EX-1 – это наличие встроенного нейтрального фильтра. Чтобы понять, зачем он вообще нужен и в чем тут плюс, сначала напомним, в чем, собственно, состоят выгоды использования светосильного объектива.
В первую очередь, светосильный объектив хорош при недостатке освещенности. Он пропускает через себя больше света в единицу времени, а значит, позволяет использовать более короткие выдержки (тем самым минимизируя смазывание изображения), либо более низкие значения ISO (минимизируя шумы). Например, полностью раскрытая дифрагма XZ-1 (F/1.8), в сравнении с полностью открытой диафрагмой типового китового объектива зеркальной камеры (F/3.5), позволяет использовать вчетверо более короткую выдержку, либо устанавливать значение чувствительности, например, ISO 400 вместо ISO 1600.
А кроме того, светосильный объектив позволяет получать снимки с небольшой глубиной резкости (иначе говоря, сильнее размывать фон), что особенно хорошо смотрится в портретах, да и вообще придает снимкам солидный, качественный, более «естественный» вид (поскольку именно так видят мир наши глаза). Так вот, в обзоре Samsung EX1 мы критиковали разработчиков за то, что самая короткая выдержка у этого аппарата составляет 1/1500 секунды, тем самым потенциал контроля за ГРИП (глубиной резко изображаемого пространства) используется не полностью. В солнечный день даже выдержка в 1/1500 секунды оказывается слишком длинной, и диафрагму приходится прикрывать – а значит, прощай, малая глубина резкости.
Самая короткая выдержки у Olympus XZ-1 составляет 1/2000 сек, но дело даже не в этом – сама по себе такая разница еще не сделало бы погоды. А дело в том, что разработчики Olympus встроили в XZ-1 нейтральный светофильтр, подключаемый через меню. Он снижает световой поток в 8 раз, что эквивалентно наличию минимальной выдержки в 1/16000 сек. Можно использовать отрытую диафрагму и добиваться небольшой глубины резкости даже на ярком солнце. Кстати, говоря о небольшой глубине резкости, мы не делаем оговорки «по меркам компактных камер». На практике сочетание открытой диафрагмы и диапазона зума до 112 экв. мм позволит с помощью XZ-1 получать примерно такое же размытие фона, как на зеркалках с китовым объективом, несмотря на гораздо меньшие размеры матрицы.
Ну и кроме того, нейтральный фильтр будет полезен при съемке движущейся воды – водопадов, ручьев. Удлинив выдержку в 8 раз, можно получить красивое размытие, сглаживание водяных потоков – наверняка вы не раз видели подобный эффект на снимках.