Во время съемки режимы отображения информации на мониторе переключаются кнопкой INFO. Прежде всего, это чистое изображение без всякой служебной информации. Лишь при полунажатии кнопки спуска появляется зеленая рамка (или рамки), обозначающие зону, где сработал автофокус.
Поскольку соотношение сторон кадра у камер Olympus составляет 4:3, а у монитора E-P3 – 3:2, слева и справа остаются черные вертикальные полосы. Когда туда выводится информация, изображение на экране перекрывается в незначительной степени.
Следующий режим – электронный уровень, позволяющий задать строго горизонтальное положение камеры. Внизу и справа появляются шкалы, по которым видно, насколько велико отклонение камеры. Датчики весьма чувствительны, реагируют на слабый наклон. При нулевом отклонении соответствующая шкала (или обе шкалы) становится зеленой.
В следующем режиме по краям экрана выводится различная информация о параметрах съемки и текущих настройках камеры. Для продвинутого пользователя этот режим, вероятно, будет основным.
При нажатии кнопок, на которые назначены отдельные функции или параметры, мы переходим к прямому изменению значений этих параметров (на двух иллюстрациях внизу – задание режима вспышки при нажатии клавиши навипада Вправо).
В следующем режиме отображаемых параметров становится меньше, зато появляется живая гистограмма. Как это принято в камерах Olympus с незапамятных времен, белым цветом показано распределение яркостей по всему кадру, а зеленым – только в пределах зоны, где сработал автофокус.
Также есть режим, где прямо на экране пересвеченные зоны выделяются красным цветом, а недодержанные (слишком темные) – синим.
Наконец, последний режим, из переключаемых кнопкой INFO – наглядный ввод экспокоррекции (либо, после нажатия клавиши Вверх, баланса белого). Отображаются четыре уменьшенных кадра, каждый из которых симулирует изображение, которое получится при соответствующей настройке.
Возможно, начинающим фотографам этот вариант покажется наглядным, однако поверьте – в реальных условиях, особенно на ярком солнце, трудно оценить по этим картинкам, какая экспокоррекция оптимальна. При помощи гистограммы это можно сделать несравненно точнее.
Если количество разных вариантов отображения вам кажется чрезмерным, то в меню можно исключить ненужные варианты из перебора.
При нажатии центральной кнопки навипада ОК попадаем в экранное меню. То есть, левый столбик параметров пропадает, а правый – становится активным. Выбираем нужный параметр (клавишами навипада Вверх/Вниз, либо цилиндром управления), сразу же изменяем его значение, в нижней части экрана (клавишами Влево/Вправо, либо кольцом навипада).
Обратите внимание на опции Распознавания лиц (внизу) – Приоритет лица, Приоритет лица и глаз, Приоритет лица и правого глаза, Приоритет лица и левого глаза.
Во время нахождения в экранном меню можно нажать кнопку INFO – тогда монитор переключается в режим управляющей панели («SCP, Super Control Panel»). Важнейшие параметры отображаются одновременно, и их значения можно изменять прямо на экране (вплоть до выбора точки автофокуса).
Управляющая панель работает, если соответствующая опция включена в меню; ее можно и отключить. Возможности конфигурирования E-P3 чрезвычайно широки.
Возможно, вы уже заметили, что на некоторых скриншотах в левом нижнем углу экрана имеется пиктограмма – перечеркнутая рука с указательным пальцем. Это значит, что сенсорные функции монитора в данный момент отключены; однако прикоснувшись к монитору именно на этой пиктограмме, можно их активизировать. Есть два варианта – спуск затвора и выбор зоны автофокуса. В первом случае аппарат сфокусируется в той зоне, где вы прикоснулись к экрану, и сделает снимок, а во втором лишь произведет автофокусировку.
Когда вы указываете на экране зону, где нужно сфокусироваться, в правой части появляется шкала масштаба – 5х, 7х, 10х, 14х. До такой кратности будет увеличиваться фрагмент, выделенный зеленой рамкой. Вся эта функциональность поддерживается сенсорным экраном, а двигать увеличенную зону можно клавишами навипада.
Клавиша навипада Влево служит для задания зоны фокусировки. Всего у Olympus PEN E-P3 может использоваться 35 зон, расположенных в центральной части экрана в виде матрицы из 7х5 квадратов. Нажатием кнопки INFO переключаемся между двумя подрежимами – выбор одного из трех типов автофокуса (единичная зона, все 35 зон, либо группа 3х3), а также передвижение выбранной зоны (или группы) по экрану. Здесь же можно задать режим распознавания лиц (приоритет лица, глаз и т.д. – об этом мы уже говорили чуть выше).
Передвижение зоны АФ осуществляется либо клавишами навипада, либо двумя вращающимися органами управления. При выходе за край включается вариант Мульти (все 35 зон), затем зона (или группа) появляется с противоположного края экрана. По мере приближения к краю группа из 3х3 зон сокращается до 3х2, или даже до 2х2 (в углу экрана).
Вся эта система требует некоторого времени для привыкания, но количество нажатий всегда невелико, так что настроить автофокус можно довольно быстро. Еще проще – использовать для этой цели сенсорный экран.
Мы проверили скорость автофокусировки PEN E-P3 по нашей методике (одна центральная точка, солнечный день, серия из 20 перефокусировок с 1 метра до бесконечности и обратно). Получилось, что в этих условиях скорость АФ у E-P3 с китом 14-42 действительно очень велика. Слегка замедляется к телеположению зума, но в любом случае находится как минимум на уровне младших (и даже не младших) зеркальных камер с китовым объективом, сюда же отнесем быстрые беззеркалки Panasonic. Автофокус существенно быстрее, чем у беззеркалок Sony и Samsung. Гораздо быстрее, чем у Olympus PEN E-P1 или E-PL1. В случае включения многозонного автофокуса скорость чуть снижается, однако ненамного.
Мы также проверили скорость автофокуса с объективами Zuiko Digital системы 4/3, установленными через переходник MMF-1. Известно, что такие объективы оптимизированы для работы с системами фазового автофокуса, применяемыми в зеркальных камерах, тогда как в беззеркалках используется контрастный автофокус, по сигналу с матрицы. Поэтому хотя функциональность объективов ZD поддерживается на камерах PEN, скорость автофокуса получается существенно ниже. Объектив ZD ED 12-60/2.8-4.0 SWF показал результат на уровне средней компактной камеры, а фикс ZD ED 50/2 оказался еще медленнее. При этом его оптические свойства – выше всяких похвал (см. раздел Примеры снимков).
Резкое повышение скорости автофокуса, которое наблюдается с «родными» для E-P3 объективами, достигнуто за счет комбинации нескольких факторов – повышенной вдвое (до 120 раз в секунду) скорости считывания информации с матрицы, усовершенствованным алгоритмам фокусировки с объективами MSC, а также двухъядерной структурой процессора TruePic VI (один из двух процессоров полностью сосредоточен на автофокусировке).
Если во время ввода экспокоррекции нажать кнопку INFO, то появится возможность настроить яркость раздельно для светлых и темных участков изображения; фактически, подстроить форму тоновой кривой.