Все три объектива выглядят очень качественно и эффектно, но Tokina – пожалуй, самый красивый из них. Надписи золоченые, даже слово “Tokina” на крышке объектива. Корпус имеет микрорифление, которое поблескивают и переливаются, словно шелковое.
В широкоугольном положении объектив занимает среднее место (из трех сравниваемых) по габаритам, однако по мере роста фокусного расстояния передняя линза выдвигается (в максимуме почти на 4 см), подвижная часть оправы состоит из двух частей. В телеположении этот объектив оказывается самым габаритным из трех.
Объектив имеет внутреннюю фокусировку, то есть передняя линза при фокусировке не вращается и не сдвигается. Диаметр резьбы под светофильтр – 77 мм, как и у Nikkor’а.
Бленда довольно тонкая, элегантная – классическая бленда широкоугольного объектива. Внутренняя ее поверхность имеет бархатное покрытие для минимизации отражений. Крепится бленда к подвижной части объектива, защелкивается поворотом на 90 градусов, так же и отщелкивается.
В транспортном состоянии бленда крепится перевернуто, лепестками к камере. Поскольку бленда довольно узкая, кольцо зуммирования при этом не перекрывается, и даже сохраняется некий доступ к фокусировочному кольцу.
Кольцо зуммирования на мой вкус узковато, как и случае Nikkor’а, а вращается более плотно, даже чуть туговато. Шкала фокусных расстояний расположена «ниже» кольца зума (ближе к камере), и текущее значение зума перекрывается выступающей встроенной вспышкой (на тесте у нас был D90, но сходная ситуация будет и с другими тушками). Чтобы его прочитать, нужно довольно сильно наклонить камеру «на себя», задрав объектив. Во время нашего теста это доставляло некоторое неудобство – хотя, конечно, на практике конкретное численное значение фокусного расстояния редко играет важное значение, обычно ориентируешься просто на кадрирование, видимое через видоискатель. На шкале отмечены значения: 16, 24, 35 и 50 мм.
Фокусировочное кольцо – просто праздник. Оно широкое, с удобным рифлением, а вращается как по маслу – очень мягко и плавно. Кольцо служит также для переключения между автоматической и ручной фокусировкой. Чтобы перейти с автофокуса на ручной, просто тянешь кольцо на себя на несколько миллиметров. С приятным щелчком оно входит в зацепление, и ты уже работаешь с ручной фокусировкой. При этом заметно, что в зацепление входят зубцы (во всяком случае, так оно воспринимается на ощупь) – соответственно, кольцо может слегка поворачиваться, следуя за скосом зубцов, и при этом фокус чуть собьется относительно определенного системой АФ.
Переключение, в принципе, более удобное, чем движковым переключателем, однако с такой системой не получается вращением кольца быстро «доворачивать» фокус. Уж если стоит положение AF, то кольцо просто свободно вертится, а если кольцо переключено на MF, то и тушка это понимает, автофокус отключается.
В общем, объектив словно «заточен» под ручную фокусировку. Даже размеры фокусировочного кольца наводят на мысль – уж не намекают ли разработчики, что это главный орган управления? Если ты любитель фокусироваться вручную – то работа с Tokin’ой будет доставлять удовольствие.
Шкала расстояний – сдвоенная, значения показываются в метрах и футах, в небольшом окошечке. Шкала не очень растянутая (полный проход – около 45 градусов), однако за счет большого и мягкого кольца ручная фокусировка очень приятная, комфортная, достаточно точная.
Байонет металлический. На разъеме – только пять контактов.
АФ-моторчика в объективе нет, используется фокусировочный моторчик камеры, усилие которого передается с помощью «отверточного», как его называют, сочленения. У камер, оснащенных таким моторчиком, на байонете можно увидеть эту самую «отверточку», а на объективе – ответную часть. Таким образом, автофокус объектива Tokina 16-50/2.8 не будет работать на зеркальных моделях младшей линейки Nikon.