Nikon COOLPIX P500 выпускается в двух цветовых схемах – традиционной черной (см. иллюстрацию внизу этой страницы), а также черно-красной, которая смотрится очень эффектно.
Камера легкая, хотя применительно к суперзум-камере это не обязательно плюс. При работе на значительных фокусных расстояниях объектива (в телеположениях зума) больший вес камеры способствует стабильности ее положения в пространстве, помогая получению менее смазанных снимков.
Nikon P500 хорошо лежит в руке, резиновая накладка на рукоятке, с «алмазной насечкой», приятна и глазу, и по тактильным ощущениям – правда, очень быстро начинает забиваться пылью, и выглядит уже не так элегантно.
Между рукояткой и объективом находится лампа оранжевого света – она используется для индикации таймера автоспуска, а также для подсветки автофокуса. При этом, в отличие от многих моделей, формируемое на объекте пятно попадает не абы куда, а точно в центр кадра, как раз в центральную зону фокусировки. В результате фокусировка в полумраке получается уверенной и точной.
Рычажок вокруг кнопки спуска управляет, как и в большинстве компактных камер, трансфокатором (зумом). И здесь мы сталкиваемся с интересной и уникальной новинкой эргономики.
«Псевдозеркальная» конструкция корпуса Nikon COOLPIX P500 подразумевает, что мы и держать его будем, как зеркальную камеру – ладонь левой руки под объективом, большой палец на оправе объектива, слева. И как раз в это место разработчики поместили новый орган управления – рычажок управления зумом. Конечно, такое управление не полностью имитирует зуммирование с помощью кольца на объективе, как это происходит у зеркальных (а теперь и беззеркальных) камер со сменной оптикой, однако все же система похожа. При съемке из необычных ракурсов (например, от земли с помощью поворотного экрана) этот рычажок может оказаться даже более удобным, чем тот, что расположен вокруг кнопки спуска.
Рычажок на объективе может выполнять не только функцию обычного зуммирования, но и «возврат зуммирования», когда запоминаются два последних положения зума (текущее и предыдущее), и рычажком можно переключаться между этими положениями (подобно того, как пульты управления телевизором позволяют переключаться между двумя последними программами). Более того, он же может использоваться для ручной фокусировки. Выбор одной из этих трех функций делается в меню.
Зуммирование сопровождается отображением в верхней части монитора прогресс-бара, условной шкалы, от самого широкого угла W до телеоположения T. Фокусное расстояние при этом не указывается – ни в миллиметрах, ни в числах кратности. В режиме просмотра оно также не отображается среди параметров съемки, хотя в EXIF, разумеется, записывается.
На виде сверху заметно, что объектив доминирует в дизайне камеры – как и у всех суперзум-моделей. Слева видна кнопка с пиктограммой молнии, она поднимает встроенную вспышку. Возможности установить внешнюю вспышку нет – на том месте, где мог бы быть разъем, находится стереомикрофон.
Если вы новичок в фотографии и не очень хорошо представляете, что на практике означает 36-кратный зум с диапазоном фокусных расстояний от 22.5 до 810 экв.мм, как у Nikon P500, взгляните на следующую иллюстрацию.
На первых кадрах, сделанных в широкоугольных положениях объектива, колокольня собора сильно наклонена, да и другие здания как бы «завалены». Однако это не дефект объектива, как может подумать начинающий – напротив, объектив (вероятно, вместе с процессорной обработкой) обеспечил очень неплохую геометрию снимка, и бочкообразных искажений, которые вполне могли бы присутствовать на столь широких углах, особо-то и не видно. Схождение зданий кверху – это естественная перспектива, именно так мы их и видим. Как сходятся уходящие вдаль рельсы, так сходятся и верхушки высоких зданий. Важно то, что колокольня поместилась в кадр целиком, чего не позволил бы типовой объектив с широким углом в 28 экв.мм (см. иллюстрацию выше), а уж подправить картинку и сделать сходящиеся линии более вертикальными легко можно в редакторе изображение.
Рычажок зуммирования на рукоятке COOLPIX P500 – двухскоростной. При сильном нажатии диапазон проходится быстро, при слабом отклонении – медленнее, что используется для более точного кадрирования (к слову сказать, рычажок зума на объективе – односкоростной).
Рычажок зума также используется при работе с меню – выводит на экран подсказки по сути текущего режима или параметра, а в режиме просмотра изменяет масштаб отображения снимков.
Рядом расположена кнопка управления режимами затвора. Поскольку матрица с обратной подсветкой обеспечивает быстрое считывание информации, одна из важных сторон функциональности Nikon P500 – разнообразные высокоскоростные режимы съемки. Неудивительно, что для них даже выделили отдельную кнопку. Кстати, это единственная кнопка, в паре с которой можно использовать диск управления, расположенный на задней панели – указательным пальцем нажимаешь кнопку, большим поворачиваешь диск. В остальных случаях большой палец вынужден метаться по задней панели – между кнопками, рычажком HD/HS и диском управления. Если бы разработчики поместили диск спереди, на рукоятку – управление стало бы существенно удобнее.
К режимам затвора мы еще, конечно, вернемся, а пока перейдем на заднюю панель.