Меню камеры включается, конечно, кнопкой MENU. В нем три раздела – меню съемки, меню просмотра и меню настроек.
В меню съемки пунктов совсем немного, всего пять.
Первым идет «Режим изображения» – выбор разрешения снимка. При максимальных 10 Мп возможны два варианта сжатия JPEG, а кроме того, есть еще следующие варианты – 5, 3, 1 и 0.3 Мп с соотношением сторон 4:3, а также 7 Мп с соотношением сторон 16:9 (3584х2016).
Числа в скобках показывают соответствующее количество пикселей по горизонтали.
Для баланса белого есть пять пресетов (Дневной свет, Лампа накаливания, Лампа дневного света, Облачно и Вспышка), а также Авто (AUTO) и установка По образцу. Последний вариант встречается далеко не в каждой камере начального уровня. Его наличие является одной из самых продвинутых возможностей L100.
При работе с меню предыдущая установка параметра (та, которая была включена до начала твоих действий) отображается желтой рамкой, а текущее активное положение «курсора» – сплошным желтым прямоугольником. Чтобы включить данный пункт, требуется подтверждающее нажатие кнопки ОК.
Пункт меню, странным образом названный «Непрерывный» (причем так и в оригинале – Continuous) переключает режимы работы затвора.
Первый режим работы затвора – Покадровый – обычная съемка. Один кадр при одном нажатии на кнопку спуска.
Далее идет вариант Непрерывный (вот в данном случае этот термин как раз уместен) – серийная съемка. Кадры делаются один за другим, пока кнопка спуска остается нажатой. Скорость при этом чуть быстрее 1 кадра в секунду – весьма скромный показатель.
Режим BSS («Выбор лучшего кадра») используется, когда возможен смаз изображения (в полумраке или в движении, например, из окна автобуса). Можно сделать до 10 кадров, не отпуская кнопку затвора, и дальше камера сама отберет один лучший, по критерию наименьшей смазанности.
Наконец, в режиме «Мультикадр 16» за пару секунд делается 16 снимков, которые размещаются матрицей 4х4 в пределах одного кадра (разрешение которого ограничено пятью мегапикселями). Режим полезен для съемки фаз быстрого движения, например, для отработки спортивного упражнения. Заметим, что в некоторых моделях COOLPIX режим «Мультикадр 16» хотя формально присутствует, но снимки делаются очень медленно, и весь смысл режима пропадает. Здесь же не так – съемка действительно быстрая.
Снимок, сделанный в режиме «Мультикадр 16», выглядит примерно так (последовательность кадров - сначала слева направо, потом сверху вниз):
Далее в меню съемки идут цветовые схемы – Стандарт, Яркие цвета, Черно-белое изображение, Сепия (коричневое тонирование) и Цианотипия (голубое тонирование). Эти пять вариантов сведены вместе на следующей иллюстрации. Шестым взят снимок, сделанный в сюжетной программе Пейзаж.
Может показаться, что разница между вариантами Стандарт и Яркие цвета невелика – и это действительно так.
Последний пункт меню съемки (по расположению, но отнюдь не по важности) – это коррекция геометрических искажений. Бочкообразные искажения, которые вносит объектив на широком угле, программным образом устраняются. Самое интересное, что функция работает «на лету», то есть ты видишь эффект на экране уже при съемке. Промежуток времени между кадрами увеличивается, но не так, чтобы радикально – примерно с двух секунд до чуть более четырех.
Вообще говоря, камера оставляет впечатление несколько приторможенной. При переключении режимов часто присутствуют минимальные, но ощутимые паузы. Во время съемки кнопка спуска блокируется до следующего кадра – то есть, если ты нажал ее раньше, чем камера кончила разбираться с предыдущим, снимка не будет. Когда ты это осознаешь, придется отпустить кнопку и нажать снова.
Вот, собственно, и все меню съемки. Нет даже установки чувствительности ISO (камера всегда выбирает его сама), уж не говоря о чем-то продвинутом типа экспобрекетинга. Если для тебя возможность покопаться в настройках камеры существенна, то это не самая подходящая модель. И напротив, если главное – не думать о пунктах и переключениях, то L100 может очень даже понравиться.
Меню настроек камеры значительно длиннее, чем меню съемки, занимает целых четыре страницы.
В первом же пункте обнаруживаем любопытную возможность – выводить пункты меню не текстовым списком, а в виде набора пиктограмм. Получается гораздо компактнее, все 20 пунктов меню настроек помещаются на одном экране, а не на четырех страницах. Если смысл некоторых пиктограмм кажется тебе неочевидным – не беда, при движении по ним сверху выводится соответствующая подсказка. На данной иллюстрации – функция «Предупр. о зак. глаз.».
Когда функция «Предупр. о зак. глаз.» включена, то если при съемке кто-то из «распознанных лиц» моргнул, камера это заметит и выведет вопрос-предупреждение – «Кто-то моргнул?». Ты можешь рассмотреть снимок в деталях (работает рычажок зума) и принять решение – сохранять ли его, либо сразу забраковать как неудачный.
При включенной функции «Обнаружения движения» камера будет укорачивать выдержку, если обнаружит в кадре движение объекта. Таким образом, смазывание изображение будет минимизироваться.
Пункт меню «Подавление вибраций» относится ко стабилизатору изображения. Когда он включается – слышно легкое жужжание. Стабилизатор очень эффективен, особенно при сильном зуме – картинка перестает дрожать и начинает плавно покачиваться.
Кстати говоря, раз мы заговорили о зуме, приведем пару примеров, показывающие соотношение минимального фокусного расстояния 28 экв.мм и максимального 414 экв.мм (именно такое значение записывается в параметрах EXIF снимка, а не 420 экв.мм, как указывается в спецификациях камеры и как следует из умножения 28 экв.мм на кратность зума 15х).
Последний кадр демонстрирует эффективность работы стабилизатора. Практически несмазанный снимок получился при сочетании выдержки 1/9 сек и фокусного расстояния 414 экв.мм.
В меню настроек можно указать тип используемых элементов питания.
Сразу после выхода в свет этой модели варианта было всего два – Щелочные (обычные батарейки) или Литиевые (редкий тип батареек и совсем уж редкий тип аккумуляторов для формата AA).
Однако вскоре был добавлен и третий вариант, Ni-MH (никель-металл-гидридные). Именно такие аккумуляторы используются в большинстве случаев.
Отмечу нюанс, который мне кажется существенным минусом – при работе с меню кнопкой спуска нельзя вернуться к съемке, нужно нажимать соответствующую кнопку (большим пальцем на задней панели, кнопка с пиктограммой зеленого фотоаппарата). Да, это мелочь, но лишние доли секунды могут помешать поймать интересный момент. На мой взгляд, кнопка спуска должна всегда работать и иметь наивысший приоритет.