В этом обзоре мы сравниваем два фотоаппарата, обладающих широчайшим диапазоном зума – 30х (24-720 экв.мм) у Fujifilm FinePix HS10, и 26х (26-676 экв.мм) в случае Nikon Coolpix P100. В обоих аппаратах используется 10-мегапиксельная матрица с обратной подсветкой, позволяющая вести серийную съемку при 10 кадрах в секунду, а также Full HD и скоростную видеосъемку. Оба аппарата функционально насыщенны, имеют экспорежимы PASM, множество настроек и интересных функций.
Обычные компактные камеры «мыльничного» дизайна хороши именно тем, что они компактны – их можно положить в карман и в любой ситуации иметь под рукой. Зеркальные камеры быстры и надежны в работе, обеспечивают наилучшее качество снимков, однако они большие, тяжелые и относительно дорогие. В последнее время появился промежуточный класс цифровых фотоаппаратов – незеркальные камеры со сменной оптикой. Они выдают качественные снимки, и при этом не так велики, как зеркалки (хотя потягаться с настоящими компактами в плане миниатюрности пока не могут).
Можно подумать, что все модели фотокамер перекрываются тремя перечисленными классами, но это не совсем так. Существуют еще и «суперзумы» – по сути компактные (то есть, незеркальные) аппараты, оснащенные небольшой матрицей и несменным объективом с огромной кратностью зума (доходящей до 30х). Именно небольшая матрица дает возможность реализовать столь высокую кратность – объектив с 30-кратным зумом и аналогичной светосилой для зеркальной камеры оказался бы чрезвычайно габаритным, тяжелым и дорогим, работать с ним было бы практически нереально.
Заметим, что кратность зума в объективах обычных «карманных» камер также постоянно нарастает и на сегодняшний день достигает 12-15х. Такие камеры мы называем «ультразумами», а термин «суперзум» адресуем к кратности трансфокатора от 18х и более – то есть, к тем значениям, которые при нынешнем уровне массовых технологий реализуются только в относительно габаритных аппаратах «псевдозеркального» дизайна.
Сейчас практически все ведущие производители фотоаппаратов имеют в своей линейке хотя бы одну подобную модель. Некоторые из них скромны функционально и просты в управлении – что ж, одного только сверхмощного зума уже достаточно, чтобы оправдать существование «суперзумов» и обеспечить им широкую популярность. Однако многие из этих аппаратов, напротив, функционально очень насыщенны, а по системе управления, по внешнему виду, да и по стоимости близки к зеркальным камерам.
Совсем недавно в цифровых фотоаппаратах стали применяться матрицы с обратной подсветкой. Они характерны тем, что элементы электронной схемы у них расположены не между микролинзами и светочувствительными элементами, как у «обычных» матриц, а перенесены на тыльную сторону полупроводниковой структуры. Такой подход был известен и раньше, но из-за технологических сложностей и более высокой стоимости использовался лишь в специальных применениях. Развитие технологий позволило внедрить его и в такие изделия массового рынка, как цифровые фотоаппараты. В результате эффективность сбора падающего света существенно выросла, что особенно сказывается в условиях низкой освещенности – изображение с матриц нового типа получается менее шумным при высоких значениях ISO.
Матрицами с обратной подсветкой оснащены три модели суперзумов – Fujifilm FinePix HS10, Nikon Coolpix P100 и Casio Exilim EX-H25. Для сравнительного теста мы взяли две из них – во-первых, потому что только они позволяют снимать видео в разрешении Full HD 1080p, а во-вторых, потому что Casio EX-H25 имеет выраженную специализацию на сверхбыструю фотосъемку (до 40 кадров/сек при полном разрешении кадра), за счет чего она стоит как бы особняком в ряду суперзумов, у нее даже интерфейс имеет характерные особенности. Одним словом, Casio EX-H25, безусловно, интересная модель, заслуживающая отдельного рассказа, но сегодня мы взяли аппараты, которые будет более корректно сравнивать между собой, поскольку они похожи, у них даже скорости серийной фотосъемки и высокоскоростной видеосъемки совпадают – и это наводит на мысль, что в обоих аппаратах используется одна и та же матрица. Однозначно утверждать не можем, производители фотоаппаратов вообще не часто раскрывают изготовителя, а тем более конкретную модель, применяемой матрицы – однако похоже, что в данном случае так и есть.
Для начала сведем технические характеристики Fujifilm HS10 и Nikon P100 в единую таблицу.
1000 кадр/сек при 224х64,
480 кадр/сек при 224х168,
240 кадр/сек при 442х432,
120 кадр/сек при 640х480,
60 кадр/сек при 1280х720,
без звука
–
–
240 кадр/сек при 442х432,
120 кадр/сек при 640х480,
60 кадр/сек при 1280х720,
без звука
Видеосъемка
1920x1080@30, 1280x720@30, 640x480@30, 320x240@30, со стереозвуком
1920x1080@30, 1280x720@30, 640x480@30, 320x240@30, со стереозвуком
Датчик ориентации
Есть
Нет
Автоповорот при распознавании лиц
Карты памяти
SD/SDHC
SD/SDHC
Встроенная память
45 МБ
43 МБ
USB
USB 2.0 (480 Mбит/сек)
USB 2.0 (480 Mбит/сек)
HDMI
Есть
Есть
Аккумуляторы
Формат AA, 4 шт. (щелочные, NiMH или литиевые) – в комплекте только батарейки
Литиево-ионный аккумулятор EN-EL5
Зарядка от USB
Нет
Есть
Вход внешнего питания
Есть, блок питания AC-5VX и соединитель CP-04 (опциональные)
Есть, блок питания EH-62A (опциональный)
Вес (с аккумуляторами)
666 гр.
481 гр.
Размеры (данные производителя)
131x91x126 мм
115x83x99 мм
Габаритные размеры (наши измерения, выключено, с крышкой объектива)
130x90x133 мм
115x83x111 мм
Габаритные размеры (наши измерения, максимальный зум)
130x90x176 мм
115x83x166 мм
Несмотря на некоторые очевидные различия, в целом видно, что Fujifilm HS10 и Nikon P100 – камеры одного класса. Конечно, таблицы недостаточно, чтобы отдать предпочтение той или иной модели. На следующих страницах мы рассмотрим характерные нюансы в управлении этими аппаратами, сопоставим их функциональные особенности и сравним сделанные в одинаковых условиях снимки.