Nikon L20 хорошо лежит в руке. Усилия разработчиков, направленные на обеспечение удобного хвата, очевидны – спереди на корпусе имеется выраженный наплыв, а сзади выступ – небольшой, но также четко обозначенный, так что большой палец цепляется за него вполне уверенно.
На верхней панели имеется индикатор питания, который при включеннии камеры загорается зеленым светом.
Монитор, пожалуй, самый качественный из сравниваемых четырех моделей. Он крупнее всех (диагональ составляет 3 дюйма), а его разрешение 230000 точек – вдвое выше, чем у Canon A480 и у Pentax E70. Изображение на нем резкое, цветопередача хорошая. Если возможность комфортного просмотра снимков на экране фотоаппарата для тебя важна, то это будет одним из аргументов в пользу Nikon L20.
Клавиши навипада управляют следующими функциями:
Вверх – режимы работы вспышки.
Влево – таймер автоспуска (время задержки – только 10 секунд, без вариантов).
Вправо – экспокоррекция, со шкалой, но без живой гистограммы. После выключения питания введенная экспокоррекция сохраняется. Nikon L20 – единственный из четырех аппаратов, у кого есть выделенная кнопка экспокоррекции.
Вниз – включение режима Макросъемки.
На верхней грани камеры (можно даже сказать, на ребре, где сходится верняя и задняя грани) расположены две узкие кнопки. Правая включает режим просмотра, а левая, рассчитанная на нажатие указательным пальцем левой руки, позволяет переключать режимы съемки. Из пиктограмм, нанесенных на корпус камеры возле кнопки (Съемка, Видео, SCENE) можно подумать, что последовательными нажатиями кнопки эти режимы будут перебираться по кругу, но на самом деле все не так. Методика выбора аналогична другим аппаратам – нажимаешь кнопку, а далее кнопками навипада выбираешь вариант на экране.
Имеется Авторежим (правильнее было бы назвать его программным автоматом Р), есть «Простой авторежим» (вот именно его мы обычно называем «Авторежимом»), Видеосъемка и сюжетные программы (их 16 штук).
Отдельным режимом выделена программа Улыбка. Работает она так – при включении режима Улыбка камера распознает лица и начинает об этом сигнализировать, моргая оранжевым светодиодом, мол, «я распознала лицо и готова его сфотографировать». Если после этого лицо улыбнется, то – бах! – делается снимок.
Типичный вид монитора Nikon L20 в режиме съемки.
При полунажатии кнопки спуска отображается экспопара, но не значение ISO (в режиме Авто-ISO).
Во внутрикамерном меню доступны следующие параметры:
Формат файла JPEG. Для полного разрешения кадра предлагается два варианта сжатия JPEG, для меньших разрешений – один вариант. Система аналогична Fujifilm A100.
Баланс белого – Авто, Дневной свет, Лампа накаливания, Лампа дневного света, Облачно, Вспышка и установка По образцу.
Непрерывный – этим термином обозначен пункт, в котором можно переключать режимы затвора и включать серийную съемку. Варианты: Покадровая (обычная съемка), Непрерывная (она же серийная), BSS (возможность сделать несколько кадров, после чего камера автоматически выберет и сохранит лишь один, наилучший по критерию минимальной смазанности изображения), а также режим «Мультикадр 16», в котором после одного нажатия кнопки камера последовательно делает 16 снимков, которые маленькими кадриками размещаются внутри одного файла матрицей 4х4. Эта функция присутствует во многих моделях Nikon COOLPIX. Иногда она действительно очень полезна, ибо позволяет запечатлеть фазы быстрого движения, однако в модели L20 «Мультикадр 16» работает медленно, те самые 16 кадриков делаются в течение 12 секунд, так что о пулеметной скорости говорить не приходится.
Наконец, Параметры цвета (это то, что мы обычно называем цветовыми схемами, или стилями изображения) – Стандарт, Яркие цвета, Черно-белое изображение, Сепия (коричневое тонирование), Цианотипия (голубоее тонирование).
Оригинальная возможностью меню – пункты можно выводить на экран не только в обычном текстовом виде, а пиктограммами. Тогда в пределах одного экрана умещается гораздо большее количество пунктов, и добраться до нужного можно быстрее.
При движении по меню работает система помощи. Если на экране отображается вопросительный знак, то это означает, что к данному пункту имеется подсказка. Нажимаешь правую клавишу зуммирования – и на экране появляется краткое пояснение по сути текущего пункта. Конечно, для неопытных фотографов это плюс.
В меню настроек имеется функция впечатывания даты, причем работает она на любом разрешении кадра, а не только при 2 Мп, как у Canon A480. Функция распознавания лиц включает в себя и срабатывание по улыбке, и предупреждение о закрытых глазах – после съемки лицо, которое показалось камере подозрительным в смысле непреднамеренного прикрытия глаз, обводится в рамку, и появляется вопрос – «Кто-то моргнул?». Ты можешь сам принять решение, сохранять ли этот снимок, или забраковать его.
В меню настроек также можно переключать тип используемых элементов питания.
Большим недостатком системы управления Nikon L20 является тот факт, что ни из режима просмотра, ни из меню нельзя вернуться к съемке полунажатием кнопки спуска затвора. Для этого придется нажимать кнопку режимов (или MENU). Возможно, на словах это не покажется большим неудобством, но стоит сравнить L20 с другими моделями, где подобных нажатий не требуется – и минус станет очевидным. Все-таки основная функция фотоаппарата – это делать снимки, так что кнопка спуска затвора должна иметь наивысший приоритет и никогда не блокироваться. Тем более, что для нажатия на кнопку режимов L20 требуется левая рука, одной правой тут не обойтись.
Отметим также, что у Nikon L20 нет возможности установить вручную то или иное значение чувствительности – в камере всегда включено Авто-ISO. Опять же, кто-то может обрадоваться этому факту – меньше проблем, меньше заморочек, не нужно думать ни о каких там ISO. Однако на самом деле возможности получить качественный снимок ограничиваются. Например, чтобы снять ночную сцену с минимумом шумов, лучше всего поставить камеру на штатив и установить минимальное значение ISO. С Nikon L20 это не получится – скорее всего, камера самостоятельно выставит ISO 800, и даже если использовать сюжетную программу Ночной пейзаж (казалось бы, своим названием подразумевающую съемку именно по вышеописанной методике) – все равно камера спокойно выставит ISO 400, и управлять этим процессом мы никак не сможем.
Кстати говоря, и в режиме просмотра значение ISO также не отображается. Разработчики словно делают вид, что такого параметра не существует.
Зато работает фирменная функция D-Lighting, которая позволяет улучшать излишне контрастные кадры. Если ты видишь, что существенная часть снимка получилась слишком темной – например, лица друзей попали в тень или были сняты против солнца – можно включить функцию D-Lighting, и темные участки станут светлее, детали в них окажутся лучше проработанными. Правда, при этом неизбежно вырастут шумы, но в большинстве случаев этим повышением шумности можно будет пренебречь.