Если ты новичок в зеркальном мире и не вполне знаком с терминологией, то «Живой вид» – это возможность видеть картинку в момент съемки прямо на экране (как у компактных камер), а не в оптическом видоискателе (как у традиционных зеркалок). Очевидно, это звучит привлекательно для пользователей цифромыльниц, которые привыкли держать камеру перед собой и визироваться по экрану. Менее очевидно, зато более важно, что Живой вид удобен для макросъемки, предметной съемки (натюрмортов), ночной съемки – фактически, в тех случаях, когда камера установлена на штатив, а также при съемке в необычных ракурсах (например, от самой земли) и при видеосъемке. В связи с этим хочется посетовать, что «неповоротность» монитора 500D существенно ограничивает пользу от самого наличия Живого вида.
Режим Живого вида можно включать одной кнопкой (кнопка с пупырышком, сразу над клавишей навипада вверх WB). Очень полезно наличие живой гистограммы, также можно накладывать на изображение линии сетки, помогающие с композицией кадра. Часть поля кадра можно увеличивать до 10х.
Автофокусировка достигается нажатием кнопки фиксации АФ/АЕ, расположенной в верхнем правом углу задней панели и обозначенной звездочкой.
В режиме Живого вида возможны три типа автофокусировки.
Первый метод назван «Скоростным». Физический подъем зеркала позволяет задействовать основной датчик автофокуса, что заставляет монитор погаснуть, слышатся щелчки и хлопки, картинка возвращается только через секунду, и процесс в целом получается вовсе даже не «скоростным».
Второй метод, «По изображению», использует автофокусировку по контрасту изображения на матрице, как в компактных камерах. Большие его плюсы – полностью тихая работа и отсутствие моргания (временного отключения) монитора. К сожалению, этот метод еще медленнее, требуется более трех секунд даже для случая четкого объекта при хорошем освещении. Подозреваю, что это может оттолкнуть некоторых пользователей компактов, которые были привлечены обещаниями о работе «как с компактом» и наслышаны о высоком быстродействии зеркалок. Однако расстраиваться не стоит – недостатки Живого вида у зеркалок с лихвой компенсируются их многочисленными достоинствами.
Наконец, третий метод, новинка – «Определение лица по изображению». Он также базируется на контрастной системе (и поэтому так же страдает трехсекундной задержкой), однако может еще и находить лица в кадре, причем ты можешь переключаться стрелочками между несколькими распознанными лицами.
ВИДЕОСЪЕМКА
Живой вид используется также для одной из самой любопытных функций EOS 500D – режима видеосъемки. Это вторая зеркалка Canon, снимающая видео в разрешении 1920х1080, после (полу-)профессионального 5D Mark II. Широкоэкранное 16:9 видео пишется в формате MOV при помощи кодека Н.264. Жаль, что запись идет с частотой кадров лишь 20 в секунду, однако если снизить разрешение до 720 строк (что тоже очень неплохо, это «промежуточный» HD-формат), тогда будет получаться 30 кадров в секунду. Ну и обычная видеосъемка VGA (640x480@30) также возможна.
Можно, не прерывая видеосъемку, сделать снимок полноценного фоторазрешения, после чего видеосъемка продолжится (хотя получится несимпатичный разрыв). Звук записывается в линейном РСМ формате без компрессии. В режиме 1920x1080@20 одна минута записи занимает около 330 МБ, в режиме 1280x720@30 – около 220 МБ.
Разъема для подключения внешнего микрофона нет (в отличие от 5D Mark II), однако встроенный микрофон неплохо справляется с монофонической записью звука. Есть как обычный AV-выход, так и разъем HDMI для воспроизведения на телевизоре, поддерживающем такое разрешение. Разъем стандартный, мини-HDMI, но обрати внимание, что кабель в комплект не входит.
К слову сказать, Canon вообще отличается скромной комплектацией своих камер. И если отсутствие кабеля HDMI или пульта ДУ (а при использовании аккумуляторов формата AA – и зарядного устройства) более-менее типично и для других производителей, то отсутствие бленды объектива или крышечки-заглушки для разъема «горячий башмак», к которому подключается внешняя вспышка – это уже чересчур. С другой стороны, к 500D прилагается 100-страничная брошюра-учебник, которая, хоть формально и ссылается на модели Canon, говорит о глобальных вещах и по сути может быть полезна начинающему фотографу с камерой любой системы.
Видеосъемка в зеркальной камере дает возможность поиграть с глубиной резкости, что с любительскими видеокамерами возможно в меньшей степени. Можно переводить резкость с ближнего на дальний план, с лица одного героя на другое. Это достигается за счет многократно большего размера матрицы (в любительских видеокамерах матрица обычно меньше самой маленькой фотокомпактной), а также большого ассортимента объективов Canon.
Однако, несмотря на свою привлекательность, видеорежим имеет ряд недостатков. Во-первых, довольно сложно начать видеозапись. Нужно поставить диск режимов в положение Видео, далее нажать кнопку «Звездочка», чтобы автосфокусироваться, и только затем нажать кнопку Живого вида для начала записи (той же кнопкой запись останавливается). Хотя во время видеосъемки работает автофокус, он базируется на все том же медленном контрастном методе, о котором мы уже говорили, так что лучше не использовать автофокус непосредственно во время видеосъемки, а делать это в паузах: навел на фокус, выставил зум – и снимаешь видеофрагмент. Если композиция сильно изменилась – повторяешь эту процедуру заново, и так далее.
Держать камеру в руках во время видеосъемки не особенно удобно – все же конструктив зеркальной фотокамеры эргономически не очень подходит для видеосъемки. Гораздо лучшая идея – поставить камеру на штатив, тогда и картика будет выглядеть на порядок лучше, «профессиональнее», чем при любительской съемке с рук. Не рекомендется также панорамировать (двигать камеру в процессе съемки), особенно делать это быстро – изображение при этом дергается, особенно при съемке в Full HD (ведь там только 20 кадров в секунду).
В общем, видеосъемка – притягательная фишка, но вот сколько пользователей, поначалу привлеченные ею и вдохновленные, будет реально использовать ее в дальнейшем – это для меня большая загадка.