Режимы съемки Canon EOS 650D переключаются поворотом диска. Всего их четырнадцать. «Режимы творческой зоны» – это классические PASM (в данном случае, P-Av-Tv-M).
Зеленая пиктограмма А+ обозначет «Интеллектуальный сценарный режим» (Scene Intelligent Auto), при котором камера сама подбирает оптимальные настройки в соответствии с условиями и объектом съемки. В компактных камерах такая концепция встречается очень часто.
Дальше идет режим Без вспышки, Творческий авторежим СА, затем шесть сюжетных программ (Портрет, Пейзаж, Крупный план, Спорт, Ночной портрет, Съемка с рук ночью и HDR контрового света).
По сравнению с Canon 600D диск режимов претерпел определенные изменения. Во-первых, с него исчезла Видеосъемка – поскольку теперь она включается рычажком питания (это третье его положение).
Режим Макро переименован, теперь он назван "Крупный план". И это правильно, ведь в зеркальных камерах, в отличие от большинства компактных камер, объектив не переводится в макрорежим и минимальное расстояние фокусировки не уменьшается, так что для полноценной макросъемки требуется специальные макрообъективы. Видимо, чтобы не сбивать с толку любителей, перешедших на зеркалку с компакта, и было решено не называть режим "Макро".
Но это мелочь, а есть и более важные изменения. Так, убран режим автоэкспозиция с контролем глубины резкости A-DEP (когда камера анализирует информацию со всех девяти датчиков автофокуса и подбирает диафрагму, при которой глубина резкости достаточна велика, чтобы объекты во всех точках получились в фокусе).
Зато появилось два новых режима – Съемка с рук ночью и HDR контрового света. Оба они базируются на том, что камера быстро делает несколько снимков (четыре и три соответственно), которые затем автоматически совмещаются для получения результата.
Если в меню включена система помощи (Руководство), то вращение диска режимов сопровождается выводом на экран пояснений о сути текущего режима (как на иллюстрациях слева).
Обратите внимание, что других сюжетных программ, кроме вынесенных на диск, у EOS 650D нет (как и у 600D, и у 550D). Нет здесь и пользовательских режимов (хотя бы одного), для сохранения текущих настройек камеры.
Посмотрим пример работы камеры в режиме Съемка с рук ночью:
Безусловно, уровень шумов заметно снижается по сравнению со съемкой в обычном режиме Аv (при тех же значении экспопараметров, конечно; эти снимки сделаны при ISO 12800). Однако этому сопутствует и снижение детализации, так что целесообразность применения этого режима не так уж однозначна.
А вот режим «HDR контрового света» разочаровал вполне конкретно. Беда в том, что в этом режиме запрещен ввод экспокоррекции! Поэтому хотя теневые участки высветляются, яркие могут оставаться пересвеченными, и в целом результат выглядит белесым, передержанным. Чтобы этого не происходило, функцию HDR хорошо было бы применять с одновременной экспокоррекцией в минус, но... увы.
Более того, запрещено также использование блокировки экспозиции AEL. Разработчики изо всех сил постарались лишить нас возможности влиять на результат съемки. К счастью, полностью это сделать им не удалось, и в нашем распоряжении осталась фиксация экспозамера по полунажатию кнопки спуска – хотя, как вы понимаете, его зачастую будет недостаточно.
Когда в предыдущем разделе обзора мы говорили об Экране быстрой настройки Q, рассматриваемые параметры и функции относились к съемке в «Режимах творческой зоны» – Программный автомат Р, Приоритет выдержки Tv, Приоритет диафрагмы Av, Ручной экспорежим М.
В режимах же, относящихся к «базовой» зоне (в частности, в сюжетных программах), возможности управления параметрами съемки ограничиваются. Перестают работать кнопки ISO, тип экспозамера и так далее. Однако определенные возможности контроля сохраняются. Рассмотрим для примера сюжетную программу Пейзаж.
Здесь используется понятие «Атмосферы съемки», которое мы впервые увидели в модели EOS 60D. Это понятие комплексное. В едином перечне вариантов есть позиции (Стандартная, Живая, Мягкая и др.), похожие на Стили изображения (хотя не идентичные им). Кроме того, есть позиции, относящиеся к цветовому сдвигу (Теплая, Холодная). А есть и попросту экспокоррекция (Ярче, Темнее).
Степень интенсивности «Атмосферы» можно подстраивать (эффект Слабый, Стандартный, Сильный). В случае экспокоррекции (Ярче, Темнее) это будет эквивалентно величине экспосдвига. Для монохромных изображений можно выбрать тон (Черно-Белое, Синее или Сепия).
Следующий параметр, доступный в сюжете Пейзаж, называется «Съемка по освещению или сцене». На иллюстрациях слева выбран вариант «Настр. по умолч.»; если же мы посмотрим другие варианты – Дневной свет, Тень, Облачно, Закат – то догадаемся, что речь идет не о чем ином, как о Балансе белого.
Вообще-то, вся эта система в модели 650D (которая очевидно относится к любительскому уровню) смотрится более органично, чем в 60D, где она впервые появилась. Тем не менее, все эти атмосферы, на мой взгляд, воспринимаются как достаточно сложные и надуманные. Конечно, разработали-то их, чтобы помочь начинающему фотографу. Но я не уверен, что термин «Съемка по освещению или сцене» окажется более интуитивно понятным, чем «Баланс белого». Или что освоить грамотное, в фотографическом смысле, действие – ввести экспокоррекцию в плюс или минус – так уж сложнее, чем выбрать в меню пункт «Ярче» или «Темнее». Уж коли пользователь осознает самую необходимость сделать снимок светлее, не лучше ли сразу освоить грамотный путь? Если же не осознает, то ему и пункт «Ярче» не нужен – можно получать отличные снимки и на полном автомате в «Зеленом» режиме.
Творческий авторежим CA дает несколько больше возможностей по управлению параметрами, чем сюжетные программы.
Первая строка экранного меню (на иллюстрации «Стандартная») – это уже знакомая нам «Атмосфера». Дальше идет параметр «Размытый фон» (с пятью отметками по шкале Размытый/Четкий) – речь, конечно, идет о диафрагме. Заметим, что управления выдержкой здесь нет.