Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
Twitter Facebook rss-лента

Ирина Козорог: "Макросъемкой надо болеть"

24.12.2014

Ирина Козорог снимает макро. Снимает красиво и художественно – природу, насекомых... а больше всего – муравьев. Причем не просто делает фотографии, а еще и ведет в своем блоге подробные, интересные и познавательные репортажи о жизни муравьев.

Ирина рассказывает нам о своих "фотомоделях", о технике съемки и об аппаратуре, которую использует.

Большинство снимков в этой статье по клику открываются в увеличенном масштабе.

Ирина Козорог –
фотограф из Москвы.

Снимает макро.

Член Союза
фотохудожников России,
Фотожурналист
Международного
Центра Фотографии (МЦФ).

Фотографии Ирины
регулярно публикуются
в российских и зарубежных журналах,
издаются персональные
фотоальбомы и книги.

Блог Ирины Козорог в ЖЖ

Дмитрий Крупский: – Ирина, как вы пришли к макросъемке? 

Ирина Козорог: – Мой муж – профессиональный фотограф-репортажник. Шесть лет назад мы купили дом в заброшенной деревушке, в 17 километрах от города Бежецк. Первые два года муж много фотографировал природу, а я... Я говорила примерно так: «Жаль, что я не фотограф. Если бы я умела, я бы сфотографировала этот цветок – смотри, как красиво он смотрится в лучах солнца!» 

Андрей постоянно предлагал мне приобрести камеру, научить меня снимать. Но я упиралась, отказывалась, я твердо считала, что так не смогу. 

Устав со мной бороться, Андрей подарил мне на день рождения зеркальную камеру. Это было в 2011 году. Мой день рождения в конце июня, камеру он мне вручил на улице, возле дома. Я огляделась, побродила с ней по участку и увидела муравьев...

То лето Андрей до сих пор вспоминает с содроганием. Я приносила ежедневно по тысяче фотографий. Каждый вечер он садился со мной у компьютера и все их просматривал. Я ни разу не слышала от него, что фотография плохая. Андрей замечательный учитель. Обычно, его комментарии были такими: «А мне нравится, ты хорошо ухватила момент, но…» и дальше уже шло о том, что надо бы фокус на глаза и вот эта травинка немного лишняя – как думаешь?.. 

В конце лета я поняла, что хочу большего. И попросила Андрея «научить делать шедевры». Первые, что он сказал – хочешь научиться снимать, забудь про зеленый режим. Всегда, во всех случаях, без исключений, ты должна настраивать выдержку и диафрагму сама. Всегда! Пробуй, экспериментируй и никого не слушай. И никогда, никогда не посещай фотошколы... 

Это дало результат. Уже летом 2012 года я отсняла серию с осами в полете, большая часть фотографий сделана на выдержке 1/180. Снимала я и в дождь, и в ветер. В любой фотошколе вам скажут, что снимать насекомых в полете в ненастную погоду на 1/180 секунды – невозможно! 

Здесь ISO400, F/6.7, 1/180, f=150 экв.мм. 

Я фотографировала ос, пчел, бабочек, и продолжаю это делать, но мое сердце отдано муравьям. Меня буквально покорили эти создания, их удивительная грация и изящность. Наблюдая за муравьями в природе, я узнала многое, но это капля в море по сравнению с тем, что открылось мне с появлением формикария дома. 

Д.К. – Да-да, расскажите про ваш форми… про вашу студию, про технику съемок. 

И.К. – Студией это назвать сложно. Я снимаю дома, на кухне. Квартира у нас маленькая, а народу живет много. Кухня – единственное место, где я могу снимать, не мешая остальным. Она тоже маленькая, шесть квадратных метров. Андрей сделал мне штанги под потолком, на которых крепятся вспышки. Мои модели не занимают много места, так что все вполне компактно и аккуратно.

Секретов съемки у меня особых нет. Опять же, в связи с тем, что места мало и снимаю на кухне, в ход при съемке идет все. Бутылка с подсолнечным маслом – это шикарный золотистый фон. А тарелка или половник – замечательные отражатели. Рассеиватель всегда и везде у меня – полиэтиленовый пакет. Иногда использую белые, прозрачные, а порой и цветные пакеты, как фильтры. 

Д.К. – Как устроен формика… ваш домашний муравейник, что он позволяет увидеть? Как вы его делали, кто всему этому научил? 

И.К. – Домашний муравейник появился у меня недавно, в августе этого года. Андрей нашел объявление в интернете о продаже формикария с муравьями-жнецами, и мы его купили. Жнецы – самые простые в содержании муравьи. 

В нашем случае, это гипсовый формикарий и огромная арена – присоединенный к нему аквариум. 

Д.К. – А прозрачная передняя стенка не мешает муравьям? Не смущаются ли, что за ними наблюдают? 

И.К. – Сложно сказать... Я не замечала у муравьев дискомфорта на срабатывание вспышки. Однако, если мы свет на арене выключаем, а в самом формикарии оставляем, то муравьи оперативно перебираются туда, где потемнее. Но в целом, особого беспокойства я у них не замечала. 

Д.К. – Переднее стекло формикария не бликует? 

И.К. – Сначала было трудно установить вспышки так, чтобы стекло не бликовало. Сейчас я уже приноровилась, привыкла и ставлю их быстро, меняю освещение тоже без проблем. 

Д.К. – Муравьи по дому не разбегаются? 

И.К. – Если речь о формикарии, то он закрыт. Им просто некуда бежать. 

Если же речь о съемках муравьев на столе, то я ограничиваю пространство съемки. Чаще всего ставлю большую миску с водой, в нее стакан и на стакане зеркало. Уже на зеркале происходит все действо. Я могу положить кусочки мха, кору, создать водоем. Муравьи спускаются к воде и возвращаются обратно. Вода им не вредит, даже если упадут. Хотя специально они в нее не лезут.

Кстати, я всегда угощаю муравьев, щедро оплачивая их работу. Так что они всегда довольны!

Д.К. – Наверное, вы уже много знаете про муравьев и их жизнь? 

И.К. – Наблюдая за муравьями, я постоянно узнаю много нового. То и дело у меня возникают вопросы по их поведению. Ищу ответы в интернете, на специализированных ресурсах. Если не нахожу, обращаюсь к Андрею Журавлеву, он научный редактор журнала «National Geographic Россия». Стараюсь не сильно его беспокоить, но он всегда помогает и подробно отвечает на вопросы. 

Д.К. – А обратная связь какая-либо происходит? Чтобы биологи сказали – ого, как вы засняли, мы такого и не видали.

И.К. – Пока мне только один раз удалось озадачить мирмекологов. Разбираемся!.. 

Д.К. – Вы столько общаетесь с муравьями – наверное, есть уже какая-то особенная симпатия к ним? 

И.К. – Для меня это сложный вопрос. Чем больше я узнаю про муравьев, тем меньше о них знаю. Парадокс, но они ежедневно – да, именно ежедневно! – меня удивляют. Все больше загадок, все больше вопросов. Не успеваешь найти ответ на один вопрос, а уже много новых. Мы на самом деле очень мало знаем о муравьях, а ведь они повсюду! В лесу, в городе, на детской площадке. Даже гуляя по Красной площади, если вы посмотрите под ноги, то увидите муравьев. А что мы про них знаем? 

Вот вы, например, знаете, что в военные годы муравьи-жнецы спасали от голода целые деревни? 

Дело в том, что муравьи-жнецы собирают с поля до трети от всего урожая зерна. Причем долгое время считалось, что эти муравьи – вредители, они же наше зерно собирают. А недавно выяснилось, что они никогда не берут зерна с колосков. Только собирают с земли, то есть то, что мы не берем. 

Больше того, муравьи способны сохранять зерна всю зиму непророщенными, поэтому в голодные годы люди брали зерно из муравейников и за счет него выживали. В древних законах восточных стран даже были отдельные уточнения о том, кому принадлежит зерно в муравейнике – тому, на чьем участке муравейник, или тому, на чьем поле собрано зерно. 

Д.К. – Какой камерой вы снимаете?

И.К. – Раньше, как уже говорила, снимала зеркальной камерой. А в последнее время снимаю беззеркальным Olympus OM-D E-M1 с макрообъективом M.Zuiko Digital ED 60 mm 1:2.8 Macro.

Для меня, как для макрофотографа, главное – функция телеконвертера у E-M1. Он увеличивает кадр вдвое без потери света и резкости. На один спуска затвора камера выдает два кадра – RAW (обычного масштаба) и JPEG (с увеличением в два раза). Вот хороший пример.  

Кадр выше – преобразование из RAW в JPEG после съемки. Кадр ниже – внутрикамерный JPEG с использованием функции телеконвертера. В обоих случаях показан полный кадр 16 Мп (4608x3456), без кропа.

Этот пример мне кажется настолько наглядным, о чем тут можно еще рассказывать? 

В общем, сомнений у меня не осталось, и теперь снимаю только на Olympus. И честно, не понимаю, как тут можно сравнивать. Понимаете, та зеркалка, что я снимала раньше – хорошая, но как я могу получить ею вот такой кадр, например?

Это тля, ее размер – не более двух миллиметров. При съемке зеркалкой мне бы пришлось использовать кольца или рейнокс. А с ними мы получаем малую глубину резкости, потерю света. Вот, к примеру, снятый зеркалкой кадр – тоже тля: 

Мне нравится легкость Olympus E-M1 и его размер. Еще могу сказать, что я в восторге от фокусировки по экрану у E-M1, это очень удобно! Кстати, при фотосъемке я могу сделать увеличение до 7x, без проблем фокусируясь по сетчатке глаза муравья. 

Нравится снимать этой камерой видео. В моем случае, увеличение, которое получается при видеосъемке,, просто поразительно! Например, мне удалось заснять процесс откладывания яйца муравьем, причем крупно:

Кроме того, глубина резкости у E-M1 больше, чем на зеркалке, и для меня это большой плюс. Первое время я даже никак не могла к этому привыкнуть, все время смотрела на параметры диафрагмы :) 

Д.К. – Муравьи же шустрые, верно? Какие у вас получаются параметры при съемке их в движении? 

И.К. – Только при первом взгляде на муравьев кажется, что они постоянно в движении. На самом деле это не так. Муравьи ориентируются по феромонам, химическим веществам, которые они выделяют. Муравьям приходится постоянно останавливаться, умываться, считывать информацию. Если ненадолго присесть возле муравейника, можно быстро выявить муравьиные тропы и места остановок муравьев. К тому же, если надо удержать муравьев в определенном месте, можно использовать приманку. 

Еще есть места, где муравьи подолгу задерживаются на одном месте, потому что заняты. Например, пасут тлю.

Д.К. – А какие типовые значения ISO? 

И.К. – Я всегда ставлю ISO 100–200. Причина в том, что я нередко использую файл, который снят с телеконвертером, а он все же чуть шумнее, чем обычный снимок. Поэтому вспышки использую теперь почти всегда, и получается отлично. 

Д.К. – Какие именно вспышки? 

И.К. – У меня была кольцевая макровспышка, но мы с ней не подружились. Сложилось впечатление, что она больше подходит для техничного макро, чем художественного. Хотя могу ошибаться. 

Использую обычные выносные вспышки, одну или две. Если две, то одна всегда для подсветки фона, вторая сбоку. Ну, а если одна – по ситуации 

Д.К. – Штатив? 

И.К. – Да, штатив я использую всегда. При съемке дома – просто потому что снимаю обычно ночью, когда все ложатся спать. За день усталость сказывается, руки хоть и немного, но подрагивают. А на природе – потому что чаще снимаю рано утром, когда насекомые еще спят. И тогда нужно снимать на длинной выдержке. 

Д.К. – Вы ведь снимаете не только дома? А где находите своих героев? 

И.К. – Серия с гусеницей – «Битва титанов» – снята дома. Тогда еще у меня не было формикария, я брала муравьев и гусеницу из леса. 

Муравьи гостили у меня два дня, потом возвращались в муравейник. Но на природе, конечно, тоже снимаю. 

Д.К. – Как вы при этом ищете, ловите объекты? 

И.К. – Съемка на природе – для меня это... прогулка с элементами охоты, наверное, так. 

Утром я просто выхожу в туман. В той местности, где мы купили дом, по утрам очень часто бывают туманы. Раннее утро, холодный туман, роса… а чуть позже – первые первые лучи теплого солнца. Это непередаваемые ощущения! И я снимаю тех, кого вижу. Специально не ищу. 

Позже, днем, выхожу еще раз. Это просто прогулка. Вижу интересную бабочку, забавного кузнечика или паучка – и снимаю. 

Могу увлечься и провести около модели много времени, а могу сделать кадр и пойти дальше. Не понимаю тех, кто идет за конкретными моделями. Знаю себя, я просто не дойду, отвлекусь.

Хотя однажды собралась и заставила себя дойти за теми, за кем собиралась, то есть за лягушками. В тот раз я встретилась с медведем, так что тоже получилось не совсем то, что хотелось :) 

А вот пара снимков из удивительной для меня серии. 

Удивительной потому, что вообще пауков я снимаю редко. А тут получился целый репортаж, который я еще и снимала в жутких погодных условиях.

Паучиха снята на камеру Olympus OM-D Е-М1 с объективом MZD ED 60/2.8 Macro. Из оборудования: стоечка Raylab, вспышка Metz Mecablitz 45 CL-4, радиосинхронизатор, вспышка Metz, она оказалась весьма кстати, хоть и тяжелая а еще большая, зато импульс какой! 

Д.К. – Как вы «ловите» насекомых в полете? 

И.К. – Перевожу на ручную фокусировку, навожусь, примерно оценив расстояние до объекта съемки, и снимаю наудачу. Если хорошо понимаешь примерное расстояние, да с определенной сноровкой – получается неплохо. 

Д.К. – А как снят этот красавчик – что там сзади за мистический водопад?

И.К. – Это домашняя съемка. Для «водопада» я использовала увлажнитель воздуха. Невидимые глазом капельки, подсвеченные вспышкой, дали такой необыкновенный эффект. 

Это серия фотографий. Андрей как раз запечатлел, как я снимаю эту серию: 

Д.К. – А этот снимок? На улице или домашняя студия? 

И.К. – Это снято на природе. Хотя осу, уже мертвую, нашла и принесла муравьям я. Свет – одна вспышка, если не ошибаюсь – сквозь опавшие листья. Мне очень нравится использовать листья, как рассеиватель. Мягкий свет получается. 

Д.К. – Как вы обрабатываете снимки? 

И.К. – Вопрос довольно сложный. Видите ли, из прошлого опыта я привыкла к тому, что фотографии всегда надо обрабатывать. Когда же начала снимать на Olympus E-M1 – в первое время, привычно открывая снимки в лайтруме, я иногда даже терялась – особенно ничего делать и не нужно. Теперь в большинстве случаев ограничиваюсь контрастом и легким кадрированием. Фотошопом пользуюсь только для того, чтобы удалить мусор, пятна. Или если создаю коллажи, но это случается не часто. 

Д.К. – Кроме муравьев и насекомых, какие еще у вас любимые объекты? 

И.К. – В свое время, увидев в интернете фотографии плесени под микроскопом, я просто влюбилась в нее. Приобрести хороший микроскоп нам пока не по финансам, к сожалению, поэтому я попыталась отснять плесень на макро. И была удивлена ее необычностью, непохожестью ни на что! Это совсем иной мир, иные пейзажи, совсем все иное. 

Чтобы это почувствовать, надо увидеть это через объектив, так сказать, опуститься на ее уровень. И плесень, не менее чем муравьи, полна загадок. Очень интересно наблюдать! 

Например, мне удавалось снять на видео, как плесень прячется от угрозы, пьет пойманную каплю воды и танцует... реально танцует под дождем!! 

Д.К. – А комментируют ли это как-либо биологи, микологи? 

И.К. – Вот только что получила ответ от Андрея Журавлева по поводу плесени: "Это грибные гифы, а тёмные шарики, видимые на одном из ваших снимков, – плодовые тела этих грибов. Плесени в большинстве это и есть грибы, в основном – сумчатые (у них споры развиваются в особых "сумках", или аскомицеты). Гифы и "шевелятся" – растут или просто исследуют окрестности, чтобы найти что-нибудь съедобное, вроде вашей капли". 

Д.К. – Это обычная бытовая плесень, или какая-то особенная? 

И.К. – Самая обычная – та, что растет на продуктах, например, на хлебе. Возможно, когда-нибудь я попытаюсь вырастить нечто особенное...

Д.К. – Ирина, в чем секрет успеха ваших снимков? Спрашиваю пока не про успех в смысле коммерции или популярности, а про сами снимки – почему они так вкусно у вас получаются? 

И.К. – Главное, пожалуй… упорство и фантазия. Я могу сидеть рядом с муравейником весь день ради одного кадра. Придуманного мной. 

Бывает, что и не один день. Но это не совсем даже терпение, мне ведь не трудно. Да, я хочу получить определенный кадр, но то время, пока жду, я провожу с удовольствием, наблюдая за жизнью муравьев. 

Я могу идти по улице города и, увидев шмеля на цветке, мгновенно достать камеру, упасть на землю и начать снимать. 

Я очень высокая и привлекаю внимание одним своим ростом. А тут, порой посреди оживленной улицы... Я давно перестала носить платья, только джинсы, и у всех джинсов стертые колени. 

Самой странно, но так получается, что макро для меня важнее внешнего вида. Даже моя дочка играет в фотографа, то и дело падая на землю и разглядывая муравьев :) 

Наверное, макросъемкой нужно «заболеть». А если болеешь, если горишь каждым кадром, то и фотографии получаются живые. Где-то так :)

Д.К. – А насчет успеха в смысле признания?

И.К. – Меня печатают зарубежные журналы – Daily Mail, The Guardian и The Daily Telegraph , Daily Record, The Times, The Sun. 

Наши тоже – PhotoCASA, National Geographic Россия, Российское фото (кстати, сейчас там веду колонку про макро).

Д.К. – Как они на вас вышли?

И.К. – Все по разному :)

Российское фото меня давно публикуют, еще с тех пор, когда только начинала снимать. Они и National Geographic Россия были первыми, кто меня поддержал! 

А зарубежные... Все удачные фотографии я отправляю в агентство SellYourPhoto.Net. Они их смотрят и направляют те, что считают интересными, в печатные издания. 

Сейчас вышли две моих книги – фотокнига с подборкой лучших фотографий, а еще небольшая книга… со странной историей и созданием. Если коротко, то однажды мне написал владелец сайта Microscopy UK. Его зовут Mol Smith, он предложил выпустить книгу с моими работами. На двух языках. И взял на себя все расходы. Это был большой проект и очень сложный. Но книга вышла, сейчас она продается на Амазоне.

Д.К. – Фотография – это хобби, или уже превратилась в профессию?

И.К. – По профессии я оптимизатор сайтов. Мне бы очень хотелось, чтобы фотография превратилась в профессию! Но пока макро остается только хобби. Я не знаю, как можно заработать на макро. Я пробовала подавать свои работы на стоки, но многие фотографии, причем лучшие из тех, что у меня есть – не приняли, объяснив это «излишней художественностью». Мне советовали продавать фотографии через галереи, но я смутно представляю, как это сделать. И будут ли они пользоваться спросом... Пока я продаю фотографии, только если ко мне обратятся напрямую, увидев работу на сайте.

Д.К. – Есть ли у вас какие-то конкретные планы, проекты? 

И.К. – Я очень хочу собственную выставку! Это, наверное, уже можно так сказать – мечта… У меня была попытка организовать выставку, но пока не сложилось. 

Мне иногда пишут, что мои фотографии понравились сыну, дочери, что ребенок увлекся муравьями или просто фотографией, после того, как увидел мои снимки. Это высшая похвала для меня, лучшей и быть не может!


Все макроснимки на этой странице сделаны фотоаппаратом Olympus OM-D E-M1 с объективом M.Zuiko Digital ED 60 mm 1:2.8 Macro (за исключением осы в полете, в начале статьи).

Автор: Дмитрий Крупский

Вернуться к списку статей
Оставить комментарий

Популярные обзоры

Обзоры

30.10.2020  Пять камер для видеоблогеров в 2020
24.10.2020  Fujifilm X-S10: Первые впечатления
18.10.2020  Nikon Z6 II и Z7 II: какие обновления получили полнокадровые беззеркалки серии Z
09.10.2020  Как создать портрет с красивым боке
30.09.2020  Постоянный свет в студии для фото- и видеосъемки
Все обзоры:
По дате По бренду Награды

Последние темы форума

Перейти на форум
Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
ONFoto © 2010- - Использование материалов только с разрешения администрации сайта OnFoto
Размещение рекламы на сайте